Почему болеют дети психосоматика

Психосоматика у детей

Психосоматикой называют связь между соматическими и психическими функциями человеческого организма. По разным данным, на сегодняшний день от 60 до 80% заболеваний имеют психосоматический характер. То есть нерешённые, «задавленные внутрь» психологические проблемы дают о себе знать посредством телесных проявлений.

Взрослые охотно признают, что «все болезни от нервов», но почему-то только тогда, когда это касается их самих. Если же речь заходит о психосоматических расстройствах у детей, чаще всего родители отказываются это принимать. И напрасно. Многие детские болезни имеют под собой психологические основания. Дети, возможно, даже больше, чем взрослые подвержены психосоматическим заболеваниям, так как они более чувствительны и эмоциональны. Им сложнее справиться со своими переживаниями и стрессом по причине того, что они просто не знают, как это сделать и не всегда могут описать и сформулировать свои ощущения.

Существует мнение, что психосоматические заболевания могут развиваться уже у новорождённых детей и даже закладываться в пренатальный период развития. На это могут влиять такие факторы, как эмоциональное состояние матери, её образ жизни, отношение к беременности (желанная/нежеланная), предпочтение ребенка определенного пола, отношения с отцом ребенка.

Когда малыш ещё совсем маленький, язык тела – это единственный способ коммуникации между ним и матерью, он «говорит» о том, что его беспокоит, посредством кожных высыпаний, повышения температуры, частых срыгиваний, рвоты и т.п. Ребёнок постарше, который уже умеет говорить, не всегда может разобраться в своих чувствах, правильно их истолковать и высказать. Его что-то тревожит, но он не понимает этого, переживания находятся на подсознательном уровне. Подросток часто подавляет свои эмоции и стесняется делиться ими со взрослыми. Поэтому телесные проявления играют роль своеобразного «канала связи» между детьми и родителями. Частые, плохо поддающиеся медикаментозному лечению заболевания могут выступать так называемым психосоматическим симптомом. В этом случае болезнь – это способ сообщить взрослым о какой-то своей проблеме, потребности.

Какие заболевания и проблемы считаются у детей психосоматическими?

К заболеваниям, имеющим под собой психосоматические причины, относят:

  • острые респираторные заболевания, простуды, герпес;
  • проблемы желудочно-кишечного тракта (боли в желудке, тошнота, рвота, диарея, психологический запор);
  • аллергии, кожные заболевания (нейродермит, экзема, псориаз, атопический дерматит);
  • заболевания носоглотки (ангина, тонзиллит, аденоидит, хронический насморк);
  • хронический кашель, бронхит, бронхиальная астма;
  • анемия;
  • дисфункция щитовидной железы;
  • головные боли;
  • нарушения сна;
  • энурез, энкопрез;
  • конъюнктивит.

Как формируются психосоматические заболевания?

Человеческие переживания, тревоги, отрицательные эмоции должны быть выплеснуты или проработаны, их нельзя держать в себе, иначе они никуда не исчезают и остаются «на хранении» в организме. Если же травмирующая, приносящая душевный дискомфорт ситуация повторяется снова и снова, эмоции накапливаются внутри и в конце концов находят выход в виде тех или иных физиологических симптомов.

Какие ситуации могут спровоцировать психосоматические заболевания у детей?

Наиболее распространёнными причинами психосоматических расстройств у детей являются:

  • обстановка, психологический климат в семье (напряжённые отношения между родителями, частые ссоры). В таких случаях ребёнок пытается стать «спасателем» родительских отношений. Подсознательно он решает: «если я буду болеть, мама и папа перестанут ругаться, мы будем все вместе». И часто это работает – родители на время болезни ребёнка объединяются перед общей бедой, откладывают свои ссоры и бросают все силы на лечение ребенка. Но после его выздоровления обстановка в семье становится прежней, малыш снова страдает и, как следствие, заболевает повторно. Замкнутый круг. Дети, страдающие от конфликтов родителей, часто подвержены заболеваниям носоглотки (ангины, тонзиллиты, хронический насморк, отиты);
  • сильное эмоциональное потрясение (потеря близкого человека, домашнего питомца, развод родителей). Ребёнок тяжело переживает подобные события. Ему труднее справиться с горем. Нередко, не понимая, по какой причине оно произошло, малыш подсознательно начинает винить себя. Если чувство вины не отпускает, разрастается, давит, ребёнку трудно его побороть, он заболевает физически. У детей процесс горевания происходит не так, как у взрослых. Внешне малыш может быть спокоен и весел, но на уровне его организма и психики происходят изменения, которые «точат» изнутри;
  • рождение ещё одного малыша. Часто ребёнок оказывается не готов к появлению на свет брата или сестры. Внезапно для всех он становится «уже взрослым» и должен понимать, что маленькому брату или сестре ЕГО (!) мама нужна больше, чем ему самому, что нужно делить с малышом комнату, игрушки, любовь и внимание родителей, в общем, всё, что до этого принадлежало только ему. Он чувствует себя покинутым, ненужным, отвергнутым и, как правило, не рассказывает о своих переживаниях родителям. Накапливаясь, такие чувства могут привести к аденоидиту, частым ОРВИ.
  • отношения с матерью. Сюда входит и чрезмерное влияние матери (гиперопека), и, наоборот, недостаток внимания (гипоопека). В первом случае мама чересчур опекает ребёнка, контролирует каждый его шаг, буквально «душит» его своей заботой. Это часто приводит к психосоматическим расстройствам дыхательной системы (хронический кашель, бронхиты, бронхиальная астма). При гипоопеке матери ребёнок по большей части предоставлен сам себе и все свои проблемы вынужден решать самостоятельно. Но такая ноша непосильна для него. Это может обернуться неполадками в пищеварительной системе (тошнота, рвота, диарея и проч.);
  • трудности с адаптацией в новом коллективе (детском саду, школе), сложности в отношениях с другими детьми. Часто родители жалуются на то, что ребёнок неделю ходит в сад, а потом две недели болеет, и так постоянно. И не всегда причина кроется в слабом иммунитете. Возможно, малыш просто не хочет идти туда, ему там плохо, страшно, грустно. Подавление этих чувств может привести к частым простудам, герпесу и даже обморокам;
  • чрезмерные требования, излишняя строгость и завышенные ожидания родителей. Если родители слишком строги, задают чересчур высокую планку поведения, у ребёнка формируется чувство несостоятельности, боязнь не соответствовать ожиданиям взрослых. Кроме того, родители часто подавляют эмоции ребёнка, используя в общении с ним реплики типа: «хорошие дети так себя не ведут», «мальчики не плачут» и т.п. Когда ребёнок не позволяет себе выразить то, что он чувствует, это прямой путь к ангинам, хроническому кашлю и насморку. Также такие дети часто страдают от заикания, логоневроза, которые сопровождаются судорогами артикуляционного аппарата, возникающими от чрезмерного возбуждения нервной системы и хронического напряжения мышц лица, гортани и грудины. Это подтверждает и практика нашего Центра.
Читайте также:
Как сделать ингаляцию в домашних условиях с содой

Это далеко не все возможные примеры развития психосоматических заболеваний у детей. Их великое множество. Развиваются и протекают они у каждого ребёнка по-разному. Это зависит от его восприимчивости, чувствительности, способности преодолевать трудности.

Как определить, является ли заболевание психосоматическим?

Безусловно, не все детские болезни вызваны психосоматикой. Для того, чтобы с уверенностью говорить о том, что заболевание имеет психосоматический характер, необходимо пройти тщательное всестороннее медицинское обследование. Если никаких серьёзных патологий не выявлено, а заболевания обретают регулярный характер, плохо поддаются медикаментозному лечению, имеют явную или не очень закономерность, связь с определёнными событиями в жизни ребёнка, родителям стоит проанализировать, не провоцируют ли их какие-то психологические проблемы.

Если вы подозреваете, что частые болезни вашего ребёнка могут носить психосоматический характер, необходимо разбираться с этим как можно скорее. Важно не упустить время, выявить причины, вызывающие психосоматический симптом, чтобы не дать ему закрепиться, стать стереотипной реакцией на стресс и перерасти в самостоятельное полноценное заболевание.

Для начала следует внимательно понаблюдать за ребёнком. Проследить, не имеет ли он недомогание в связи с какими-нибудь событиями (например: ребёнок стал свидетелем ссоры родителей и на следующий день слёг с температурой; или у него часто болит живот перед контрольной работой в школе либо выступлением на публике). Или же он подсознательно «любит» болеть, так как может извлечь из болезни скрытую выгоду (болею, значит, не пойду в ненавистную школу, буду целый день смотреть мультфильмы, мама приготовит что-нибудь вкусное). Нужно проанализировать также своё поведение, понять, что хочет донести до вас ребёнок (может, ему не хватает внимания, ласки, может, он боится вас потерять).

Если вам удалось выявить травмирующее событие, необходимо поговорить об этом с ребёнком, помочь ему выразить подавленные эмоции, проговорить вслух его переживания, тревоги, страхи. Иногда бывает достаточно просто побеседовать с ребёнком по душам, понять, что он хочет, что доставляет ему дискомфорт и нервирует, постараться избегать ситуаций, которые его расстраивают, наладить доброжелательную и спокойную обстановку в семье.

Но чаще всего родителям трудно справиться с этим своими силами. Если решить проблему самостоятельно не получается в течение нескольких месяцев, или ситуация резко усугубляется, стоит обратиться к детскому психологу. Он поможет выявить причину частых болезней, проанализировать и проработать психологические трудности ребёнка.

Стоит помнить, что психосоматические расстройства – это не симуляция. Ребёнок действительно болен. Психологическое лечение ни в коем случае не должно мешать медикаментозному. Лучше всего, когда проблема решается комплексно: врачи со своей стороны проводят необходимое лечение физических недугов, а психолог помогает устранить психогенные факторы, вызывающие заболевания.

Нужна помощь детского психолога? Запишитесь на прием по тел.: (812) 642-47-02 или оставьте заявку на сайте, мы вам обязательно перезвоним!

Самые частые психосоматические заболевания у детей

Автор статьи: Белов Владимир Владимирович , медицинский психолог, детский психолог, консультант-суицидолог

Спектр психосоматических болезней широк. К ним относятся: бронхиальная астма, заболевания желудочно-кишечного тракта (язвенная болезнь желудка, гастрит и язвенный колит), дисфункция щитовидной железы, нейродермит, энурез, анемия

Психосоматическую природу имеют сахарный диабет первого типа, аллергия и онкологические заболевания. Поговорим о том, как эти заболевания проявляются и о чем говорит наличие той или иной патологии.

Как же объясняются проблемы со здоровьем с точки зрения психосоматики?

  • Астма, бронхит, отек Квинке — опасение потерять любовь родителей, дезориентировка в отношениях со значимыми людьми, сверхчувствительность к плохим отношениям;
  • Простуда, герпес — депрессия, страх, тревога, неврозы, связанные с социальными контактами (в саду или школе);
  • Хронический кашель — скрытое выражение агрессии, невысказанный протест;
  • Гастрит — депрессия на фоне невозможности добиться желаемого;
  • Язва 12-перстной кишки — утрата безопасности, возрастание ответственности, изменения;
  • Гипертериоз (повышенная функция щитовидной железы) — готовность к действию и ответственности, подавляемая страхом;
  • Детская экзема — переживание матерью чувства вины по отношению к ребенку, гиперопека;
  • Нейродермит — раздражительность, высокая способность к переживаниям, ощущение зависимости от более сильных личностей;
  • Тик — повышение напряжения вследствие высокой требовательности родителей;
  • Отит — подсознательный уход от конфликтов в семье;
  • Энурез — регресс из-за страха перед взрослением, возврат в безопасное внутриутробное состояние, проблемы с принятием ответственности за свое поведение и тело.
Читайте также:
Зуд при ветрянке чем снять у ребенка

Несомненно, что все описанное – общая тенденция и в каждом конкретном случае нужно изучать все подробности жизни ребенка, и только после этого делать выводы и назначать какое-либо лечение.

Методы и принципы лечения

Каждое психосоматическое заболевание специфично, поэтому работа с ним должна вестись в индивидуальном порядке. Для начала нужно убедиться, что болезнь именно психосоматического толка. Понаблюдайте за ребенком — когда и как, после чего у него начинается недомогание. Помните о том, что психосоматика — не способ симуляции, это заболевание, требующее лечения. Но заключение о том, что у ребенка действительно психосоматическое расстройство, можно сделать лишь после тщательного медицинского обследования и консультации с психологом. Нужно определить причину, выявить «травмирующее событие». Затем проблему можно решать различными методами, специально подобранными для каждого ребенка. Иногда бывает достаточно прислушаться к тому, что ребенок хочет и чувствует, внимательнее к нему относиться, попытаться создать дома доброжелательную и доверительную атмосферу, устранить переживания. В случае с поступлением в детский сад может понадобиться «постепенное погружение», например, можно начать с 1-2 часов пребывания саду, а затем постепенно увеличивать время, чтобы ребенок мог адаптироваться.

Если же родители не могут справиться с проблемой своими силами, то без грамотного лечения не обойтись. После работы и с ребенком, и с его родителями симптоматика обычно проходит. Психотерапии хорошо поддается астма, аллергические заболевания, многие желудочно-кишечные расстройства, энурез, кожные заболевания. Лекарственная терапия, не подкрепленная психотерапией, не дает такого стойкого результата, симптоматика постоянно возвращается, болезнь возникает снова и снова. Это происходит потому, что во время лечения истинные проблемы и конфликты не решаются, более того — ребенок получает желаемое и продолжает впадать в соматические состояния снова и снова. Поэтому психосоматическими проблемами нужно начинать заниматься как можно быстрее, с того самого момента, когда у вас возникло подозрение, что речь идет не только о слабом здоровье. Наилучшие результаты дает комплексный подход: одни специалисты назначают и контролируют медикаментозное лечение, а другие разбираются с психологическими трудностями ребенка. Не стоит также забывать, что психотерапия детей – это, прежде всего, психотерапия родителей. Если эти две грани будут сбалансированы, проблема решится, а лечение принесет отличный результат.

Запись на прием к врачу детскому психотерапевту

Обязательно пройдите консультацию квалифицированного специалиста в области детских психологических заболеваний в клинике «Семейная».

Психосоматические заболевания детского возраста: интервью «Лечащего врача»

Одна из самых серьезных диагностических проблем – психосоматические заболевания. Их выявлению и лечению у детей был посвящен мастер-класс Вейновских чтений – крупнейшей ежегодной неврологической конференции. Мы задали спикерам ряд вопросов.

Заболевания, известные современной медицине, исчисляются десятками тысяч. Значимое место при этом занимают две большие группы: соматические заболевания, которые влияют на функцию тех или иных внутренних органов, и психические заболевания, изменяющие восприятие реальности и личность пациента. Сегодня все больше данных указывает на то, что такое строгое деление не совсем верно, поскольку ряд соматических заболеваний могут быть спровоцированы психическими факторами, например, стрессом. В то же время, соматическая патология может повлиять на формирование и манифестацию у пациента тех или иных патологических психических состояний.

В связи с этим особую значимость приобретает диагностика и лечение психосоматических расстройств. Этот термин объединяет соматические заболевания, которые не вызваны определенной структурной патологией органа и могут быть обусловлены неблагоприятным состоянием психической сферы. Они особенно распространены среди жителей крупных городов, которые каждый день подвергаются значительному стрессу.

Психосоматические заболевания могут развиться не только у взрослых, но и у детей. Этой проблеме был посвящен один из мастер-классов Вейновских чтений – крупнейшей ежегодной конференции, посвященной актуальным проблемам неврологии. Спикеры подготовили ответы на несколько вопросов наших корреспондентов.

Леонид Семенович Чутко, д.м.н., профессор, руководитель Центра поведенческой неврологии Института мозга человека (Санкт-Петербург).

Светлана Александровна Немкова, д.м.н., профессор кафедры неврологии, нейрохирургии и медицинской генетики педиатрического факультета Российского Национального исследовательского медицинского Университета им.Н.И.Пирогова Минздрава России.

ЛВ: Когда стали выделять психосоматические заболевания?

Впервые понятие «психосоматическое заболевание» предложил немецкий врач Хайнрот в 1818г. Он использовал данный термин для обозначения взаимосвязи телесных недугов пациентов и их душевных страданий. Хайнрот предположил, что соматические расстройства могут вызываться душевными расстройствами. Идеи связи телесного и психического высказывались еще Гиппократом.

В 1922 году благодаря венскому психоаналитику Дойчу было введено понятие «психосоматическая медицина». Концепция психосоматической медицины основана на представлении о взаимосвязи психической и физической сфер жизнедеятельности человека. Она объединила такие заболевания, как ишемическая болезнь сердца, артериальная гипертензия, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, бронхиальная астма, псориаз. Существенную роль в их патогенезе играют неблагоприятные психические воздействия.

Читайте также:
Активированный уголь как принимать детям при аллергии

Диагностика и лечение психосоматических заболеваний остается одной из важнейших проблем медицины и сегодня. Согласно современным данным, психосоматическая патология является причиной обращения за медицинской помощью в поликлинику детей в 8-40% случаев.

ЛВ: Чем опасны психосоматические заболевания?

Под влиянием психогенных факторов формируются угрожающие заболевания – бронхиальная астма, артериальная гипертензия, язвенная болезнь желудка. При этом их диагностика относительно сложна. Следует учитывать не только клинические проявления, но и данные психологических исследований, а также семейные, культуральные и социальные факторы.

ЛВ: Какие факторы могут способствовать развитию психосоматических заболеваний?

На развитие психосоматических заболеваний влияют особенности личности (например, повышенный уровень тревожности), семейные особенности, а также патология перинатального периода.

ЛВ: Как происходит формирование психосоматических расстройств?

Выделяют три этапа развития психосоматического расстройства в детско-подростковом возрасте. Кратковременные эмоциональные нарушения и функциональные соматические расстройства называют психосоматическими реакциями. При их усилении они трансформируются в психосоматические состояния. Наконец, формируются психосоматические заболевания, которые имеют органическую основу.

Соматический компонент психосоматической патологии у детей и подростков во многом зависит от возраста. Например, до 7 лет патология проявляется, в основном, в пищеварительной и кожной системах, с 8 лет— в двигательной сфере, с миалгиями и артралгиями, а также с алгическими (цефалгическими) проявлениями, и с 10 лет — нарушениями в эндокринной системе.

ЛВ: Какова распространенность соматопсихических заболеваний в популяции?

У 70% соматически больных обнаруживают психические нарушения различного регистра и степени тяжести.

ЛВ: Как соматическая болезнь влияет на психику человека?

Выделяют 2 основных вида патогенного влияния соматической болезни на психику.

Вследствие интоксикации, гипоксии и других воздействий на ЦНС при соматических инфекционных, эндокринных и и др. заболеваниях могут возникнуть соматогении. Они влияют на возникновение психических заболеваний. А с психологической реакцией личности на заболевание и его возможные последствия связаны нозогении.

При этом у пациента может развиваться гипонозогнозия или гипернозогнозий – это пренебрежительное или, наоборот, преувеличенное отношение к своей болезни, лечению, симптомам.

К гипернозогнозии могут приводить ятрогенные факторы, например, необдуманная фраза врача.

ЛВ: Могут ли перенесенные тяжелые соматические заболевания отрицательно сказываться в дальнейшем на психическом развитии ребенка и приводить к поведенческим нарушениям?

Да, еще 1982 году К.С. Лебединская, исходя из этиологического принципа, описала задержку психического развития соматогенного происхождения. Этот тип психической задержки обусловлен влиянием различных тяжёлых соматических состояний, перенесённых в раннем возрасте (врожденные и приобретенные пороки соматической сферы, например, сердца, эндокринопатии, хронические инфекции, аллергические состояния). В клинике у таких пациентов преобладают астенические проявления с истощаемостью по гипостеническому типу, эмоциональная лабильность, нарушения концентрации и распределения внимания, а также задержка эмоционального развития — соматогенный инфантилизм. Он обусловлен рядом невротических наслоений — неуверенностью, боязливостью, капризностью, связанными с ощущением своей физической неполноценности. В МКБ-10 данный вид патологии представлен в разделе F8 -Расстройства психологического (психического) развития, а также в разделе F90-F98 Эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте. Более того, показано, что до 5% случаев умственной отсталости (F70-F79) могут быть обусловлены влиянием метаболические (эндокринных) нарушений.

ЛВ: прослеживается ли влияние генетических факторов на формирование нарушений обмена веществ, которые могут приводить к формированию интеллектуальной недостаточности?

Да, это целый ряд моногенных заболеваний, таких как нарушения обмена аминокислот, дефицит креатина, дефицит витаминов / кофакторов, нарушения обмена металлов, лизосомные болезни накопления, митохондриальные болезни.

ЛВ: может соматический фактор в виде дефицита витаминов и микроэлементов негативно сказываться на психическом развитии ребенка?

Безусловно, микронутриентный дефицит может способствовать формированию нарушений нервно-психического развития. Есть работы, демонстрирующие, что своевременное назначение в данном случае поливитаминных комплексов способствует значительному улучшению когнитивного статуса ребенка.

ЛВ: Связаны ли нарушения сна у детей с психосоматическими и соматопсихическими расстройствами?

Нарушения сна у детей могут быть обусловлены эмоциональными причинами (в МКБ-10 данные нарушения представлены в рубрике F51- Расстройства сна неорганической этиологии). К соматопсихической патологии можно отнести расстройства сна органической этиологии (G47.), а именно апноэ во сне (G47.3). Данные патологические состояния могут вызывать целый ряд нейрокогнитивных осложнений, таких как дневная сонливость, повышенная утомляемость, дефицит внимания и гиперактивность, агрессия, депрессия, соматизация жалоб, академическая неуспеваемость. В тяжелых случаях могут развиваться эндокринные расстройства вследствие нарушение продукции соматотропного гормона (гормона роста), вплоть до задержек физического развития, а также склонность к ожирению.

ЛВ: Могут ли эндокринные заболевания вызывать психические нарушения?

Да, безусловно. При эндокринных заболеваниях психические расстройства возникают вследствие влияния дисбаланса нейрогуморальной регуляции обменных процессов, а также психотравмирующих перегрузок, возникших после осознания негативных социальных последствий болезни.

Для клинической картины характерны следующие закономерности: во-первых, зависимость особенностей психопатологических проявлений от стадии и тяжести эндокринной болезни; во-вторых, в случае повышения функции той или иной железы обычно усиливается и психическая функция; и, в-третьих, в случае ухудшения функционирования эндокринных желез нарастают проявления астении, на фоне которой формируются острые или хронические психотические или непсихотические отклонения, могут формироваться психоорганические нарушения. При эндокринных заболеваниях часто развивается так называемый психоэндокринный синдром при котором происходит постепенное ослабление памяти и интеллекта, мотивации, изменяется личность больного в целом.

Читайте также:
Как правильно детям чистить уши

Особенно ярко выражены психические нарушения при нарушениях функции щитовидной железы.

ЛВ: Какие психические нарушения наиболее часто развиваются у детей после перенесенных инфекций?

Наиболее часто у детей встречаются постинфекционные астении. Они возникают в результате перенесенного заболеваниях инфекционного характера (ОРВИ, гриппа, ангины, гепатита и др.), первые симптомы появляются через 1-2 недели после инфекционной болезни и сохраняются в течение 1-2 месяцев. Преобладают ощущения общего утомления, слабости, усталости, усиливающиеся при физических нагрузках. Появляются раздражительность, беспокойство, напряжение, эмоциональная неустойчивость, обидчивость, плаксивость, вспыльчивость, капризность, снижается аппетит и порог переносимости различных раздражителей: громких звуков, яркого света, вестибулярных нагрузок. Развиваются нарушения сна, потливость, ощущение перебоев в сердце, нехватки воздуха, трудности с концентрацией внимания, снижение запоминания и продуктивности интеллектуальной деятельности.

ЛВ: Как лучше лечить психосоматические и соматопсихические заболевания? Есть ли особенности у детей?

Наиболее широко применяются 2 направления лечения: медикаментозная коррекция и психотерапия.

Фармакотерапия у детей предусматривает применение небензодиазепиновых анксиолитиков: тенотен, ноофен, атаракс, а также ноотропных и нейропротекторных средств (пантогам, нооклерин, кортексин, пикамилон).

Преимуществом применения Тенотена детского является то, что препарат, сочетает в себе успокаивающие, ноотропные и вегетотропные свойства, не вызывает седации и заторможенности, улучшает память, внимание и процессы обучения, не вызывает перевозбуждения и расстройств сна, хорошо переносится. отсутствуют побочные эффекты.

Тенотен детский применяется по следующей схеме: при невротических и вегетативных расстройствах — внутрь, по 1 таблетке от 1 до 3 раз в сутки (держать во рту до полного растворения — не во время приема пищи). Рекомендуемая длительность приема препарата – 1-3 месяца. При необходимости возможно продление курса лечения до 6 месяцев или повторить через 1-2 месяца.

Кроме фармакотерапии, лечение пациентов с психосоматическими расстройствами предполагает интегративный подход с использованием современных методов психотерапии: когнитивно-поведенческой, игровой, арт-терапии.

ЛВ: Подтверждена ли эффективность применения Тенотена детского клиническими исследованиями?

Эффективность применения Тенотена детского подтверждена результатами многочисленных клинических исследований с высоким уровнем доказательности.

Мультицентровое двойное слепое плацебоконтролируемое рандомизированное исследование эффективности и безопасности применения Тенотена детского у 100 детей с синдромом дефицита внимания/гиперактивности (СДВГ легкой, средней и выраженной степени тяжести) в возрасте от 6 до 12 лет, в течение 12 недель (дозировка по 2 таблетки 2 раза в сутки), показало, что Тенотен значительно снижает тяжесть СДВГ у 34% пациентов через 3 месяца терапии, а также достоверно улучшает память и концентрацию внимания (1).

Многоцентровое двойное слепое плацебо-контролируемое исследование эффективности и безопасности применения Тенотена детского при тревожных расстройствах у 98 детей и подростков возрасте от 5 до 15 лет, в течение 12 недель (по 1 таблетке 3 раза в сутки) свидетельствовало, что Тенотен детский оказывает успокаивающее действие с 1-х дней приема, с достоверным снижением индекса тревожности у детей (тест Р. Тэмпл), при этом максимальный эффект отмечался у детей в возрасте 5-7 лет (2).

Изучение результатов применения Тенотена детского в течение 1 месяца у 60 детей и подростков (в возрасте от 11 до 15 лет) с синдромом вегетативной дисфункции показало, что Тенотен детский нормализует вегетативный тонус уже в течение первых 2-х недель терапии. По окончании курса лечения уменьшение вегетативных расстройств и редукция астено-невротического синдрома отмечалась у 80% обследованных, улучшение когнитивного статуса у 73%, что в 2 раза превосходило результаты контрольной группы (3).

Тенотен детский применяется и в практике педиатра в следующих случаях: астенические состояния после перенесенных ОРВИ, функциональные нарушения ритма сердца, в том числе, дисфункция синусового узла, у детей и подростков с вегето-сосудистой дистонией (ВСД).

ЛВ: Какие еще немедикаментозные методики применяются ли у детей и подростков для коррекции психосоматической патологии?

В лечении психосоматической патологии активно может применяться электроэнцефалографическая биологическая обратная связь с повышение мощности альфа-ритма в теменно-затылочных областях. Целью такого лечения является снижение уровня тревоги у ребенка.

Вопрос: С вашей точки зрения, какой один аспект терапии соматопсихических заболеваний у детей заслуживает наибольшего внимания врачей?

Лечение психосоматических заболеваний у детей должно носить комплексный характер и включать в себя психотерапевтическую коррекцию и рациональную фармакотерапию. При этом очень важным является оказание помощи, не только детям, но и их родителям. Очень часто именно от общей обстановки в семье зависит течение психосоматического заболевания и, следовательно, прогноз для ребенка.

Список литературы

  1. Заваденко Н.Н., Суворинова Н.Ю. Лечение синдрома дефицита внимания с гиперактивностью Тенотеном Детским: результаты двойного слепого плацебоконтролируемого рандомизированного исследования // Эффективная фармакотерапия. Неврология. – 2010. – №5. – С.60-65
  2. Заваденко Н.Н., Симашкова Н.В., Вакула И.Н., Суворинова Н.Ю., Балакирева Е.Е., Лобачева М.В. Современные возможности фармакотерапии тревожных расстройств у детей и подростков // Журнал неврологии и психиатрии. – 2015. – №11. – С.33-39
  3. Галактионова М.Ю., Пан И.Р. Эффективность использования препарата “Тенотен детский” при лечении синдрома вегетативной дисфункции у детей и подростков // Педиатрия. – 2010. – Т.89, №1. – С.87-91
Читайте также:
Ребенок не может спать из за кашля что делать

Болезненный ребенок: психосоматика или слабый иммунитет?

Детский организм и психика связаны между собой сильнее, чем кажется

Частые недомогания у детей могут быть связаны как со слабым иммунитетом, так и с психологическими причинами. Как вообще понять, часто ли болеет ребенок? В каких случаях обращаться к иммунологу, а когда поможет психолог? Объясняют эксперты ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России.

Есть ли «норма» у детских болезней

Для детей, особенно дошкольников, вполне нормально переносить ОРВИ по 5–6 раз в год, а иногда и до 12 раз. Если ребенок каждый раз выздоравливает и после болезни у него не возникают осложнения, особых причин для беспокойства нет. Особенно часто дети болеют с сентября по апрель, потому что именно в это время они ходят в детский сад или школу и много контактируют со сверстниками. Но чем старше становится ребенок, тем более «натренирован» его иммунитет, а значит, он меньше подвержен инфекциям, а болезни переносит в более легкой форме. Поэтому старшие школьники в среднем болеют гораздо реже дошкольников.

Так что даже если ребенок часто болеет ОРВИ (и при этом каждый раз полностью выздоравливает), это еще не повод говорить о слабом иммунитете. Однако нужно насторожиться, если у него постоянно возникают бактериальные или грибковые инфекции, которые удается контролировать только с помощью антимикробной терапии (антибиотики, антимикотики).

Если ребенок часто болеет и не имеет рецидивирущих гнойных (отиты, синуситы, пневмонии, абсцессы кожи) и грибковых инфекций, задержки роста и развития, необходиости в длительном приминении антибиотиков, аутоиммунных заболеваний, то не нужно бежать к иммунологу в поисках иммунодефицита. Дети в раннем возрасте должны часто болеть ОРВИ, именно так они укрепляют свой иммунитет.

Напомним, антибиотики не «работают» при ОРВИ. Возможно, этот класс препаратов — одни из лучших лекарств, которые придумало человечество, но пользоваться ими нужно очень аккуратно — то есть только в случае бактериальной/грибковой инфекции и только по назначению врача. Иначе когда такие серьезные препараты действительно понадобятся, они, увы, могут не подействовать.

Иногда недомогание может иметь психологическую подоплеку. Причем научно доказано, что в этом случае процессы адаптации к внешнему воздействию на организм затруднены. А значит, длительные перегрузки, эмоциональное напряжение, дискомфорт и стресс могут стать причиной отклонений в работе организма. Это особенно справедливо для детей, ведь у них адаптационные механизмы еще несовершенны в силу своей незрелости. Например, физическое недомогание у ребенка нередко проявляется в виде психологических симптомов: при высокой температуре он становится капризным и раздражительным или, наоборот, вялым и апатичным.

Бывает и обратная ситуация, когда негативные переживания ухудшают состояние ребенка на физиологическом уровне. Допустим, если он волнуется перед посещением мест, где ему некомфортно (детский сад, школа, кабинет зубного врача), то могут появиться спазмы и боль в животе, понос или тошнота. Причем такие симптомы проходят так же внезапно, как и появились, если ситуация изменилась (мама приняла решение остаться дома). В этом случае можно говорить о психосоматической реакции ребенка на внешние факторы.

Иногда даже воспоминание о плохом событии из прошлого может ухудшить не только настроение, но и самочувствие ребенка. Ведь детские эмоции, в отличие от эмоций взрослых, бывают особенно интенсивными, и часто их сила несоизмерима с силой психотравмирующей ситуации.

Например, ребенок старался над творческим заданием, и оно, на его собственный взгляд, получилось особенным. С гордостью и надеждой на похвалу он несет работу в класс или группу, а учитель отреагировал нейтрально: не выделил среди работ других детей, но и критику не выразил. В результате из-за неоправданных ожиданий и переживаний к вечеру у ребенка может разболеться голова, исчезнуть аппетит, ему будет трудно заснуть.

Триггеры для физического недомогания — внезапные и вялотекущие

Причиной для психосоматических проявлений может стать любой стрессогенный фактор. Чаще всего организм остро реагирует на неожиданные психотравмирующие события, например:

  1. внезапное изменение условий жизни ребенка (переезд, смена класса, школы или детского сада);
  1. разлука с родителями или другими значимыми взрослыми (развод, командировка, госпитализация или смерть);
  1. теракт, ДТП, природная катастрофа или другая чрезвычайная ситуация, свидетелем которой стал ребенок;
  1. физическое или психологическое насилие по отношению к нему самому;
  1. ситуация неуспеха в том, что для него важно, особенно на глазах у сверстников.

Например, ребенок проиграл на соревнованиях, его отругал тренер. На следующий день перед тренировкой у ребенка упадок сил, боли в мышцах, и родители вынуждены отменить занятия спортом.

Или другой пример: девочка-подросток занималась фигурным катанием в школе олимпийского резерва, и в какой-то момент набрала вес — это абсолютно нормально в подростковом возрасте. Ее за это ругали тренеры и родители, из-за переживаний у нее поднялась температура. На фоне болезни родители оставляли ее дома, и ей становилось лучше, а затем все повторялось. В этой ситуации ей помогли психологи.

Когда ребенок долго находится под действием отрицательных эмоций, физическое недомогание может возникнуть как реакция на хронический стресс: конфликтные отношения со сверстниками, эмоциональное отвержение в семье, слишком высокая учебная/эмоциональная нагрузка, завышенные требования со стороны педагогов и родителей.

Читайте также:
Как сбить температуру у грудного ребенка

В таких ситуациях психосоматический ответ возникает как будто без повода, однако здесь имеет место эффект накопления негативных эмоций, с которыми ребенок больше не может справляться. Например, малышу изо дня в день некомфортно в детском саду: воспитатель слишком строгий, с другими детьми не получается наладить контакт, родители забирают его самым последним, на занятиях многое не получается. Длительные по времени переживания приводят к ослаблению защитных свойств организма, и ребенок становится чрезмерно подвержен простудным заболеваниям.

Самая распространенная причина психосоматических расстройств у дошкольников и младших школьников — неблагоприятная семейная обстановка и высокая учебная нагрузка. Более остро на внешние факторы реагируют психологически незрелые и чувствительные дети — даже незначительный стресс ухудшает их эмоциональное состояние и самочувствие.

Тревожные дети склонны воспринимать все новое как потенциально опасное, излишне переживать за предстоящие события, а ранимым детям трудно переносить критику в свой адрес, для них это источник стресса. У внушаемых детей чувство недомогания возникает при излишнем внимании к их самочувствию — по принципу самосбывающегося пророчества.

Какие недомогания могут быть вызваны психосоматическими причинами

Со стороны ЖКТ психосоматические проявления могут возникать в виде тошноты, ребенок может жаловаться на боли в животе. Сбои в работе выделительной системы могут проявляться как частые позывы к мочеиспусканию и дефекации. Может возникнуть кожный ответ в виде покраснения щек, красных пятен на шее. Ребенок может жаловаться на головную боль, у него может подниматься температура тела.

Как правило, высокая температура без очага инфекции чаще встречается у подростков. Все анализы при этом находятся в пределах нормы, а обследования не выявляют явных патологий.

Иногда у подростков периодически поднималась высокая температура, причем без явных причин. В таких случаях педиатры направляли их к детскому психологу. Только в результате своевременной оценки клинического и психологического состояния удается привести в норму работу организма и вернуть ребенка к обычной жизни.

Зачастую специалисты называют такое состояние «притворной лихорадкой» — но вовсе не потому, что ребенок симулирует. Просто повышение температуры в таком случае не сопровождается другими симптомами, которые обычно должны ей сопутствовать, — например, не учащается пульс. Жаропонижающие препараты в таком случае тоже не действуют.

Помимо повышенной температуры, есть и другие психосоматические симптомы, например, нарушение походки. Например, сравнительно недавняя ситуация: у мальчика трудности с социальной адаптацией к школе, отсутствует взаимопонимание в классе. Во время пандемии от COVID-19 у него умерли два пожилых родственника. Это стало ухудшения эмоционального состояния ребенка, появления навязчивого сухого кашля, который можно рассматривать как своего рода просьбу о помощи, попытку привлечь внимание родителей к своим переживаниям или способ сокращения контактов со сверстниками и снижения степени эмоционального напряжения. Словом, и триггеры, и реакции могут быть самыми разными.

Если врачи исключили причины недомогания, необходима помощь психолога

В случае недомогания вначале нужно посетить профильных врачей, чтобы разобраться в физиологических причинах. Или, наоборот, исключить их и после этого начать работать с психологом. Он поможет определить и устранить социальные и психологические факторы, ставшие причиной недомогания, разобраться в особенностях психики ребенка, чтобы скорректировать стиль общения и взаимодействия с ним.

Также психолог научит ребенка управлять негативными эмоциями и рационально их выражать, справляться со стрессом, правильно вести себя в конфликтных ситуациях.

Если не обращаться к психологу и пустить ситуацию на самотек, это может привести к психофизическому истощению, частым простудам и снижению устойчивости к другим болезням. Поэтому главное — не пугаться, получив направление к психологу, и не путать этого специалиста с психиатром. Психологическая помощь нужна многим вне зависимости от возраста, и она действительно приносит результаты, которых не всегда удается добиться другим специалистам.

Анна Бабаян, врач-педиатр, заведующая отделением неотложной педиатрии ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России

Ольга Егоренкова, психолог ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России

Почему болеют дети психосоматика

Психологические особенности матерей как предпосылки развития психосоматических расстройств у детей

В статье рассматривается значение раннего детского развития и роль материнского объекта в формировании психосоматического симптома у ребенка. Проанализированы и обобщены психологические особенности матерей, дети которых страдают психосоматическими заболеваниями. Показано влияние некоторых патологических особенностей поведения матерей на формирование психосоматической симптоматики у ребенка.

Как отечественные, так и зарубежные авторы отмечают широкую распространенность психосоматических расстройств. Их частота в популяции может достигать, по некоторым данным, 50 %. Кроме того, отмечается рост заболеваемости среди детей и подростков. Высокий процент людей (от 30 до 50 %), обращающихся с соматическими жалобами в медицинские учреждения, на самом деле имеют проблемы в области психического здоровья, в том числе и психосоматические. К сожалению, в силу различных причин, в первую очередь сложностей дифференциальной диагностики, психосоматические расстройства не распознаются вовремя или не распознаются совсем, что может приводить к серьезным последствиям: неполучению пациентом действительно необходимой помощи (психологической, психотерапевтической или психиатрической), неэффективному или даже наносящему вред лечению, а также бесполезной трате ресурсов, как материальных (государственных и личных), так и временных (как пациента, так и врача).

Читайте также:
Как приготовить физраствор в домашних условиях для ингаляций

Несмотря на то что диагностические руководства МКБ-10 и DSM-V1 не используют напрямую термин «психосоматическое расстройство», в данной работе будем употреблять его, поскольку, во-первых, проблема диагностических критериев, нозологических единиц и соотношения понятий выходит за пределы данной статьи, во-вторых, большинство авторов психоаналитического направления придерживаются этого наименования, и, в-третьих, независимо от регулярных пересмотров классификаций и меняющейся терминологии, по сути, имеем дело с теми же феноменами, что и ранее: страдающим человеком, который может «обозначить» свою душевную боль только через бессознательное использование своего тела.

Психосоматика — направление медицинской психологии и практической медицины, занимающееся изучением влияния психологических факторов на возникновение и течение соматических заболеваний. Основой для формирования психосоматической медицины как научного направления послужил психоанализ. Психосоматическое измерение является глубоко бессознательной осью развития психики.

З. Фрейдом было открыто колоссальное значение переживаний раннего детства для всего последующего развития. В раннем детстве нет четкой грани между психическими и биологическими аспектами функционирования. Если маленький ребенок переживает аффект, то его эмоциональное поведение представляет собой тотальное явление, и только позднее происходит десоматизация эмоциональной жизни и аффективности . А. Фрейд отмечала, что такой легкий доступ тела к сознанию и наоборот считается нормальным для первого года жизни и становится патологическим, если только он сохраняется у ребенка по прошествии этого периода, когда открываются новые пути разрядки — через мысль, речь и действия.

Работы многих аналитиков, посвященные ранним этапам формирования психики, свидетельствуют о том, что процессы, происходящие в теле, — основа для формирования психики. Телесные переживания, оставаясь неосознанными, присутствуют на каждой стадии психического развития. Психосоматический симптом, являющийся следствием сбоя в нормативном психосоматическом функционировании, обеспечивает искажения последующего психического развития.

Наиболее раннее самоощущение, чувство самости тесно связано с телесными ощущениями, которые включают как внутренние переживания, так и материнские действия. Когда окружающая среда оказывается слишком разрушительной, тело само по себе воспринимается как враг, потому что оно становится тем местом, где накапливаются преимущественно негативные интроекты и избыток не нейтрализованной агрессии.

В первые годы жизни мать играет решающую роль в развитии ребенка. Порой то, что матерью сознательно рассматривается как благо для ребенка, является проявлением ее патологии и оборачивается, к сожалению, серьезными последствиями для развивающейся психики ее малыша. Мать, имеющая серьезные нарушения в собственном психическом функционировании и личностном развитии, рискует пренебречь реальными потребностями своего ребенка из-за присущей ей патологической тревоги или реализации бессознательных импульсов.

Поэтому чрезвычайно важно понимать, какие характеристики матерей могут вносить вклад в формирование психосоматических симптомов. В психоаналитической и психологической литературе можем встретить специфические термины для обозначения матерей, чьи дети склонны к формированию психосоматического симптома: «психосоматогенная мать», «психосоматическая мать», «психосоматизирующая мать». Наиболее удачный, на наш взгляд, с точки зрения демонстрации динамики термин «психосоматогенная мать».

Попытались объединить приводимые некоторыми авторами, преимущественно психоаналитиками, психологические особенности матерей, дети которых страдают психосоматическими заболеваниями:

1) авторитарная, сверхвключенная, открыто тревожная, латентно-враждебная, навязчивая (М. Малер);

2) доминирующая, чрезмерно требовательная (М. Малер, Сакен);

3) пресекающая стремления к сепарации и установлению независимости (М. Малер, М. Шперлинг, М. Хирш);

4) подавляющая (М. Хирш, Сакен);

5) отвергающая эмоциональные порывы детей (М. Хирш);

6) чрезмерно зацикленная на себе, интрузивная, зажатая (Сакен);

7) интрузивная и отвергающая одновременно, с диффузной идентичностью (И. С. Коростелева, Х. Ульник, А. В. Кудрявцева, Е. А. Ратнер);

8) алекситимичная (И. С. Коростелева, Х. Ульник, А. В. Кудрявцева, Е. А. Ратнер, М. Хирш);

9) имеющая слабое представление о границах, с нарушениями в области телесного контакта (Г. Амон, И. С. Коростелева, Х. Ульник, А. В. Кудрявцева, Е. А. Ратнер);

10) чрезмерно ригидная (проявляется в том числе такими особенностями личности, как скованность, отчужденность, замкнутость) (С. В. Смирнова, Г. В. Залевский) и т. д.

Безусловно, в реальной жизни эти особенности матерей проявляются в различных пропорциях, могут быть представлены частично, и без дополнительных факторов и условий не являются непосредственными причинами именно психосоматических заболеваний. С. В. Тюлюпо описала особенности коммуникативного стиля матери наблюдаемого мальчика с психосоматическим заболеванием:

1) ограниченность эмоционального общения с ребенком;

2) зависимая позиция в общении с врачом, уже завоевавшим авторитет, либо агрессивная в случае прихода «нового» педиатра;

3) неадекватность реакций на действия ребенка (импульсивный порыв прийти на помощь, вскрик);

4) ожидание наиболее тяжелого развития заболевания;

5) специфичность стиля описания болезни сына (он имеет массу необоснованных обобщений: «Вы же знаете, как обычно у нас бывает…»);

6) ведение разговоров, фиксированных на источнике и неизбежности болезни, в присутствии ребенка.

Кроме того, на примере описания этого единичного случая данный автор выделила некоторые особенности поведения, присущие не только матери, но и всем членам семьи:

  • Общение взрослого и ребенка происходит преимущественно в ситуациях, связанных с вопросами принятия пищи, одевания, лечения. Имеется недостаток спонтанности, эмоциональности. В определенных ситуациях присутствуют насильственные аспекты.
  • В семье доминирует установка на неизбежность болезни.
  • Восприятие детского плача как симптома заболевания.
  • Доминирующими эмоциями, транслируемыми взрослым ребенку, являются тревога, страх, озабоченность его болезненным состоянием.
Читайте также:
При каком кашле сухая микстура от кашля для детей

Такие характеристики, как недостаток спонтанности, эмоциональности в общении членов семьи с ребенком, отмечаемые С. В. Тюлюпо, могут приводить к подавлению экспрессии и блокированию коммуникации, что, как отмечает Д. Гроен и его коллеги, располагает к соматизацизации. Многие из вышеперечисленных особенностей матерей, например «пресечение стремлений к сепарации и установлению независимости», способствуют формированию в ребенке таких черт, как внешняя покорность, бесконфликтность.

Психосоматическим пациентам свойственно, по мнению Д. Гроен, вести себя по отношению к окружению в соответствии с общепринятыми нормами и бесконфликтно, что вызывает огромное напряжение, которое влечет за собой дисфункцию органов и систем органов, особенно если напряжение не может быть отведено или выражено посредством вербализации, мимики, жестикуляции и психомоторики.

Например, М. Шперлинг выявила следующее поведение у матерей психосоматических детей (астма, язвенный колит, аллергии и т. д.): они ограничивали попытки установления независимости ребенка и отвергали их в этой ситуации, но обращались к нему, когда он слушался или заболевал. Психосоматический симптом в понимании М. Шперлинг может выражать психологический конфликт ребенка: с одной стороны, он подчиняется бессознательному желанию матери оставаться маленьким и беспомощным, чтобы она могла о нем заботиться, с другой стороны, он бунтует против этого.

М. Хирш отмечает следующие тенденции:

  • матери ведут себя либо открыто, либо отвергнуто-закрыто;
  • с одной стороны, они проявляют эмпатию, а с другой — склонны к бесцеремонному осуществлению своих собственных потребностей и желаний.

П. Фонаги и М. Таргет подчеркивают, что матери одновременно ведут себя соблазняюще и отталкивающе. И. С. Коростелева и коллеги обращают внимание на то, что матери одновременно являются вторгающимися и отвергающими.

На примере трех матерей пациентов автора данной статьи, имеющих отыгрывание на телесном уровне, также можно отметить двойственность матерей в таком аспекте, как дистанцирование от эмоциональных переживаний ребенка — сверхвключенность в его телесные проявления. По-видимому, этим матерям было сложно иметь дело с эмоциональными переживаниями своих детей (причем как негативными, так и позитивными). Например, на попытки детей разделить переживание страха, тревоги, разочарования и т. д. они реагировали «уходом»: переводили тему разговора, отвлекали внимание детей от негативных переживаний или «откупались» игрушками, конфетами. При этом, когда ребенок физически заболевал, мать была сверхвключенной. Можно предположить, что такая характеристика матери, как неспособность разделить эмоциональные переживания ребенка, вносит отрицательный вклад в неспособность ребенка к символизации. Как пишет Дж. МакДугалл, отсутствие способности в пределах одного уровня символизации, в том числе вербального, не исключает ее наличие на другом уровне, называемом архаичной символизацией. Этот уровень включает в себя тело, и подобная ситуация часто встречается среди психосоматических пациентов.. М. Хирш также высказывает идею о том, что, «если ослаблена способность к символизации, то тело в данном случае может выступать для матери и ребенка в качестве символа, заменяя отношения мать–ребенок». Он отмечает, что «у психосоматических больных наблюдается дефицит аффективности и символического мышления, поэтому «тело на примитивном уровне как будто должно взять на себя обычно отсутствующую символическую функцию, и получить в результате этого соматическое нарушение или заболевание, точно так же, как истерия, и приобрести символическое качество». И. С. Коростелева, С. Корбальо, Х. Ульник также связывают дефицитарную способность к символизации и психосоматические проявления.

Таким образом, вышеперечисленные особенности матерей могут создавать вполне конкретные предпосылки для формирования психосоматического заболевания у детей. Бессознательные чувства и установки матери вносят ощутимый вклад в специфические нарушения эмоционального развития ее ребенка и патологические проявления на телесном уровне.

Журнал Вестник Прикамского социального института 2020г №3 (87)

Все болезни от нервов. А детские?

Поделиться:

Немало копий сломано вокруг модного нынче понятия «психосоматика». Одни специалисты яростно утверждают, что это бездоказательная выдумка шарлатанов от медицины и психологии, другие считают причиной абсолютно всех болезней негативные процессы, протекающие в нашей психике. На мой взгляд, истина, как обычно, где-то посередине. Давайте будем вместе разбираться, что же это за явление – психосоматика, почему нам так важна чуткость к своим эмоциям и почему надо быть трепетными по отношению к детской психике.

Стресс – это всегда плохо!

Стресс является одним из факторов риска развития многих заболеваний. Порой он может стать командой «на старт» для очень серьёзных болезней. Но это, как правило, работает в совокупности с другими факторами, прежде всего генетическими.

В то же время психосоматика далеко не всегда является причиной болезни, но сейчас о ней вещают из каждого утюга, и значение этого слова приобрело совершенно иной, искажённый смысл.

Не все наши проблемы родом из детства, и не стоит винить маму с папой в возникшем к сорока годам гастрите. Зачастую нам просто хочется снять с себя ответственность за тот образ жизни, который и привёл к этому заболеванию.

Читайте также:
Как сбить температуру у годовалого ребенка

Психосоматика у детей

Если психосоматические заболевания возникают от стресса, то почему специалисты говорят о некоторых причинах детских болезней, лежащих глубоко в психике? Какие стрессы у детей?

До семи лет ребёнок эмоционально тесно связан с мамой. Зеркальные нейроны малыша (их существование научно доказано) так чётко сонастроены с мамиными, что позволяют детям улавливать любые эмоциональные состояния главного человека в их жизни. Так устроен наш мозг, что для уверенности в выживании ему нужно быть в курсе всего происходящего.

Дети этого возраста обладают магическим мышлением: их психика считает себя ответственной за всё, что происходит вокруг. И видя, что мама не справляется с жизнью, что ей нужна помощь, ребёнок подсознательно берёт часть её проблем на себя, чтоб облегчить ей ношу. И заболевает.

А бывает, ребёнку так остро не хватает внимания, так как мама эмоционально не включена в отношения, что его психика пытается привлечь её внимание через болезни. Ведь тогда мама возьмёт больничный и наконец будет рядом.

Психологические типы матерей, чьи дети часто болеют:

  1. Холодная мать. Как правило, такая мама очень заботлива в плане удовлетворения физиологических потребностей ребёнка: кормит, моет, гуляет по расписанию. Но поскольку её собственные чувства будто заморожены и она с ними не в контакте, то и ребёнку она не может дать близкого душевного общения, поддержки и принятия. Самый эффективный для ребёнка способ сблизиться с такой мамой – это заболеть.
  2. Гиперопекающая мать. Воспринимает своё дитя как слабое и беззащитное, не даёт сделать и шаг в сторону без её ведома. Считает, что никто, кроме неё, не справится с ребёнком и его проблемами. Он единственная отрада в жизни. Из любви к такой маме дитя начинает оправдывать её ожидания и болеть.
  3. Тревожная мать. Такие мамы сами склонны к ипохондрии, много внимания уделяют своему здоровью и походам по врачам, любое недомогание у себя и у ребёнка вызывает всплеск тревоги. Каждый чих немедленно лечится препаратами. Дети зачастую копируют подобное поведение, становятся тревожными и мнительными, следовательно, часто болеют.

Если что-то из описанного похоже на ваше состояние, не стоит впадать в чувство вины. Нужно в первую очередь оказать помощь себе. Важно понять, что привело к подобному материнскому поведению, возможно, обратиться за помощью к специалистам.

Как проявляются детские психосоматические расстройства

Головные боли, нервный тик, обгрызание ногтей, гиперактивность, частые простудные заболевания, аллергии, дерматиты, нарушения сна, энурезы, энкопрезы, депрессия – все эти проявления могут носить психосоматический характер.

Факторы риска возникновения психосоматических расстройств у детей:

  • наследственная предрасположенность к психическим заболеваниям;
  • наследственная предрасположенность к психосоматическим заболеваниям;
  • личностные особенности родителей;
  • личностные особенности ребёнка.
  • патология беременности и родов;
  • нарушение вскармливания;
  • нарушения психомоторного развития;
  • травмы, операции, интоксикации;
  • вредные привычки: сосание пальца, обгрызание ногтей, раскачивание туловища, выдёргивание волос и т.д.
  • плохие условия и конфликты в семье;
  • дефекты воспитания;
  • неполная семья;
  • курение и алкоголизм у родителей;
  • потеря (болезнь) родителей или близких родственников;
  • эмоциональные перегрузки.

Как выявить психосоматическое расстройство

Бывает так, что обследование не позволяет обнаружить никаких признаков органического заболевания. Этот факт должен навести на мысль о консультации с психотерапевтом.

Каждое психосоматическое заболевание специфично, поэтому и работа ведётся в индивидуальном порядке. Чтобы убедиться, что болезнь имеет психосоматические корни, нужно внимательно наблюдать, после каких событий у ребёнка начинается недомогание. Важно помнить: психосоматика не способ симуляции, а заболевание, требующее лечения. Консультация с профильным доктором и с психотерапевтом (психиатром, психологом) помогает выявить причину телесных расстройств.

Бывает, что для устранения симптомов достаточно внимательно прислушаться к ребёнку: чего он хочет, что он чувствует. Доброжелательная атмосфера дома, доверительное общение – наши лучшие помощники.

Иногда для лечения психосоматического расстройства у ребёнка необходима психотерапия. Она бывает индивидуальной, когда специалист занимается непосредственно с ребёнком. Но более результативно сочетание индивидуальной и семейной психотерапии. Многие психологические факторы, вызывающие стойкие негативные эмоции, формируются под воздействием семейного окружения. Семейная психотерапия помогает выявить взаимоотношения, имеющие значимую связь с болезнью, и учит навыкам здорового взаимодействия в семье. Известны случаи, когда одна лишь психотерапия матери помогала ребёнку победить болезнь. Это лишний раз подтверждает, что «кислородную маску сначала на себя».

Лучшее лечение – это профилактика

В решении психосоматических проблем важна профилактика. Для начала давайте вернём детям беззаботное детство, в котором у них будет достаточно времени для познания мира и для своих детских игр. Научимся принимать детские эмоции и не разрушаться от них. Ещё ни один ребёнок не вырос без слёз, истерик и скандалов. Это нормально! Так задумано природой.

Давайте решать свои взрослые проблемы сами. Нельзя делать ребёнка своей жилеткой, в которую мы выплакиваем трудности и несчастья. Нельзя делать его посредником в супружеских конфликтах, надеясь, что он склеит хрупкий брак. А то ведь и в самом деле ребёнок может помочь: детская болезнь связывает супругов крепче страсти. Ребёнку важно быть уверенным, что родители справляются со своей жизнью, со своими взрослыми проблемами. Развитие идёт только из точки покоя!

Читайте также:
Ребенок не может спать из за кашля что делать

Важно вернуть себе ответственность за собственную жизнь: заняться здоровьем телесным и психическим, обратиться к специалистам и решить застарелые проблемы. Заниматься психогигиеной – это не просто модно, это необходимо и нам, и нашим детям:

  1. Ограничивайте поток негативной информации. Нельзя, чтобы телевизор работал в фоновом режиме. Музыка или любимый фильм – гораздо лучший выбор.
  2. Важно разделить работу и дом. Нужно оставлять заботы и проблемы за порогом дома. Выходные и отпуск даны нам для отдыха!
  3. Лучший способ скинуть негатив – физическая активность.
  4. Если чувствуете, что не справляетесь с жизнью сами, не стесняйтесь обращаться к специалистам. Сходить на приём к психотерапевту или психиатру – это не стыдно!

Помните, детская психосоматика – это не модная выдумка психологов, желающих вытянуть из вас побольше денег. Это реально существующие болезни, в лечении которых нужен комплексный подход.

Но и не стоит погружаться в чувство родительской вины при первых признаках ОРВИ у своего ребёнка. Вирусов, бактерий, плохой экологии и прочих реалий нашего несовершенного мира ещё никто не отменял.

Наталья Безкорсая, педагог-психолог, психолог-консультант

Психосоматические проблемы у детей: что делать родителям? Советы столичного психолога

11 марта 2021 года

Жизнь человека — вереница событий, каждое из которых имеет реакцию и отклик нашей психики и организма в целом. По мере взросления мы проходим через стрессы, конфликты, кризисы, что может спровоцировать психосоматику. И не нужно думать, что переживать так сильно, чтобы заболеть, могут только взрослые люди. К сожалению, дети страдают не меньше, а зачастую даже больше, чем зрелый человек. В частности, нередкой реакцией на развод родителей бывает энурез у маленьких детей. Как работает этот механизм, рассказала психолог Московской службы психологической помощи Ольга Катречко.

При чем здесь психолог?

Детская эмоциональность имеет свои особенности: эмоции ребенка кратковременные, но очень бурные. С одной стороны, такой способ защищает малыша, если ситуация единична, но если она приобретает хронический характер и повторяется изо дня в день, то такие вспышки уже приводят к негативным последствиям. Организм ребенка не выдерживает постоянного напряжения и дает сбой, который выражается в том или ином заболевании.

Поскольку душа и тело составляют неразрывное единство, психологическое неблагополучие становится причиной телесных недугов. И тогда родитель может услышать от врача, что у ребенка с медицинской точки зрения все в порядке. Например, ребенок постоянно жалуется на боли в животе, но обследования — гастроскопия, колоноскопия — показали, что все в норме и вам следует обратиться к психологу. Родитель может недоумевать: как же так? Ведь болит живот! При чем тут психолог?

В этих случаях приходит на помощь психосоматика, название которой происходит от двух слов: «психе» — душа и «сома» — тело, и изучает она состояния, при которых различные психологические факторы являются причиной возникновения заболевания.

Термин был введен в 1818 году немецким ученым И. Гейнротом, который считал причиной различных болезней моральные качества человека и переживание им чувства вины. В дальнейшем понятие психосоматики расширялось и дополнялось другими авторами.

Начало психосоматической медицины — ХХ век. Первая всемирно известная школа психосоматических расстройств — это школа Франца Александера (1891–1964) в Чикагском психоаналитическом институте. В 1950 году в Америке было основано психосоматическое общество. В школе Александера выделяли семерку психосоматических заболеваний: язва 12-перстной кишки, язвенный колит, бронхиальная астма, нейродермит, гипертония, ревматоидный артрит, тиреотоксикоз. К сожалению, на данный момент этот список существенно расширился.

Факторы развития психосоматических расстройств в детском возрасте:

Соматические факторы (особенности детского организма, которые формируют предрасположенность к какому-либо конкретному заболеванию)

  • Генетическая предрасположенность.
  • Осложнения в первые месяцы беременности, вредные привычки мамы (алкоголь, курение), инфекционные заболевания.
  • Нарушения деятельности нервной системы ребенка (по разным причинам).
  • Стафилококковая инфекция в первые месяцы жизни.
  • Гормональный дисбаланс.

Социально-психологические факторы

  • Особенности отношений в семье.
  • Нарушение привязанности.
  • Тип семейного воспитания.
  • Индивидуальные черты личности ребенка (повышенная чувствительность, чрезмерно бурная реакция, затруднения в адаптации к новым условиям).
  • Сложности отношений в детском саду и школе.
  • Низкий уровень жизни семьи.
  • Длительное воздействие на ребенка психотравмирующей ситуации.

Что делать?

Для расширения знаний родителей о развитии ребенка в Московской службе психологической помощи населению проводятся многочисленные бесплатные семинары и вебинары. Психологи проводят бесплатные консультации как очно, так и дистанционно. Круглосуточный телефон неотложной психологической помощи в Москве — 051 с городского телефона, +7 (495) 051 с мобильного. Также в круглосуточном режиме можно написать специалисту в психологический чат на сайте: www.msph.ru.

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: