Кашель у ребенка психосоматика

Виды кашля у детей

Кашель является частой проблемой, с которой рано или поздно сталкиваются все дети. Он может быть разным по характеру (влажный, сухой, лающий, с репризами), по длительности (острый или хронический), а также по возможности установления причины кашля (специфический или неспецифический) и т.д.

Первое, что делает педиатр во время диагностики состояния ребенка – устанавливает форму кашля и уже на основании этого подбирает тактику лечения. В статье мы попробуем дать подробную характеристику основных типов кашля.

Влажный кашель

В большинстве случаев причиной влажного кашля является так называемый постназальный затек – стекание слизистых выделений по задней стенке глотки. Ситуация возникает при инфекционном воспалении носоглотки или пазух носа.

Значительно реже влажный кашель может быть спровоцирован продукцией мокроты в нижних дыхательных путях. Подобное наблюдается при бронхите или пневмонии.

Причиной частого влажного кашля может стать прием различных отхаркивающих препаратов.

Сухой кашель

Обычно сухой кашель возникает у детей с инфекцией дыхательных путей. Однако в некоторых случаях длительно непроходящий сухой кашель может свидетельствовать о наличии у ребенка бронхиальной астмы.

Лающий кашель

Данный вид легко можно определить по характерному звуку – кашель напоминает лай собаки или тюленя. Лающий кашель возникает во время эпизода стенозирующего ларинготрахеита (ложного крупа). Причиной являются вирусные инфекции.

Как правило, кашель возникает ночью и часто сопровождается тяжелым дыханием и осиплостью голоса.

Кашель с репризами

Симптомами кашля с репризами являются частые кашлевые толчки, беспрерывно идущие один за другим. Между толчками ребенок не успевает вдохнуть воздух. Эпизод кашлевых толчков заканчивается шумным вдохом – то есть репризой.

Кашель с репризами возникает во время пароксизмального периода коклюша. Помимо этого, причинами могут быть некоторые вирусные инфекции (парагрипп, аденовирусная инфекция, респираторно-синцитиальная и др.), микоплазменная инфекция или паракоклюш.

Острый кашель

Острым называется кашель длительностью менее 2 недель. В основном острая форма возникает при вирусных инфекциях дыхательных путей (ОРВИ).

ОРВИ у здоровых детей может возникать несколько раз в год. Дети, посещающие детский сад, болеют чаще – заболеваемость доходит до 6-12 эпизодов ежегодно. Кашель при ОРВИ длится порядка 1-3 недель.

По данным исследований, 50% дошкольников не имеют кашля к 10-му дню после начала болезни, 90% – к 25-му дню.

На данный момент не существует эффективного и безопасного средства от кашля при ОРВИ. Лечение неосложненного ОРВИ должно включать лишь обильное питье и прием жаропонижающих препаратов для облегчения дискомфорта от высокой температуры. Прием антибиотиков при ОРВИ нецелесообразен, так как не сокращает длительность болезни и не снижает вероятность наступления осложнений.

Эффективность противовирусных препаратов доказана только против вируса гриппа. Подобные средства способны сократить длительность болезни на несколько дней. Однако они не могут снизить риск возникновения осложнений и частоту госпитализации.

В медицине существует понятие «красные флаги» – симптомы, при возникновении которых следует обязательно показать ребенка врачу.

«Красные флаги» при остром кашле:

    прогрессирующее ухудшение самочувствия;

отсутствие улучшения в течение 10 дней;

наличие лихорадки более 5 дней;

возникновение затрудненного дыхания;

  • возникновение посторонних шумов при дыхании.
  • К тому же, есть состояния, когда без рентгенографии не обойтись. Это исследование показано в следующих случаях:

    1. Кашель у ребенка с длительной лихорадкой, учащенным дыханием или наличием влажных хрипов в легких.

    2. Нетипичное течение заболевания с нарастанием кашля или появлением кровохарканья.

    3. Подозрение на наличие инородного тела в дыхательных путях.

    Хронический кашель

    Хроническим называется кашель длительностью свыше 4 недель. Важно не путать хронический кашель с рецидивирующим острым, вызванным повторным инфицированием.

    Для того, чтобы установить причину хронической формы кашля, необходимо тщательно собрать анамнез, провести осмотр и пройти несколько видов исследований:

  • скрининг туберкулеза.
  • Исходя из полученных результатов, врач может назначить дополнительные лабораторные и инструментальные исследования.

    В зависимости от возможности установления причины кашля, разделяют хронический специфический и хронический неспецифический.

    Хронический специфический кашель

    Специфическим называется кашель, причину которого можно установить по данным анамнеза, результатам осмотра, инструментального или лабораторного обследования.

    Наиболее частые причины хронического специфического кашля:

    аспирация инородного тела;

    интерстициальные заболевания легких;

    воздействие табачного дыма;

    затяжной бактериальный бронхит;

    аномалии развития органов дыхательной системы;

  • прием некоторых лекарственных препаратов и др.
  • Хронический неспецифический кашель

    Неспецифическим называется кашель, причину которого невозможно установить по данным анамнеза, осмотра и исследований.

    В большинстве случаев хронический неспецифический кашель у детей возникает в результате перенесенной вирусной инфекции и проходит самостоятельно. В этом случае происхождение кашля связано с повышением чувствительности кашлевых рецепторов после перенесенной инфекции.

    При возникновении хронического неспецифического кашля ребенка необходимо повторно показать врачу спустя 2 недели после начала заболевания. Если по прошествии этого времени кашель сохранился, и не появилось новых признаков, указывающих на ту или иную причину болезни, то выделяют две тактики дальнейших действий:

    Читайте также:
    Как лечить лающий сухой кашель у ребенка

    1. Наблюдение в течение дополнительных 2 недель.

    2. Проведение пробного лечения.

    В случае, если была выбрана первая тактика, при сохранении кашля, через 2 недели рекомендуется проведение пробного лечения.

    Пробное лечение подбирается индивидуально с учетом характера кашля (сухой или влажный).

    При сухом кашле проводится пробное лечение бронхиальной астмы малыми дозами глюкокортикостероидов в течение 2-4 недель.

    При эффективности данной терапии через 2-4 недели лечение отменяется, а в случае дальнейшего возобновления кашля, назначается повторно.

    При влажном кашле проводится пробное антибактериальное лечение затяжного бактериального бронхита. При этом у ребенка должны наблюдаться следующие симптомы:

      ежедневный влажный кашель в течение 4 недель;

    отсутствие данных, указывающих на другие причины возникновения кашля;

  • исчезновение кашля спустя 2-4 недели после начала проведения антибактериальной терапии.
  • Пробная антибактериальная терапия должна проводиться не менее 2 недель подряд. При сохранении кашля лечение продлевается еще на 2 недели.

    Психогенный кашель

    Отдельно хочется остановиться на таком понятии, как психогенный кашель. Его можно диагностировать по громкому кашлю в виде повторных частых единичных кашлевых толчков, нередко с лающим оттенком. Психогенный кашель отсутствует, когда ребенок спит, усиливается во время скуки и ослабевает (уменьшается) при увлеченности ребенка каким-либо делом. Зачастую появление психогенного кашля наблюдается после перенесенной вирусной инфекции.

    Длительность такого кашля – от нескольких недель до нескольких месяцев. При этом на медицинском осмотре и во время проводимых исследованиях никаких изменений не обнаруживается.

    Лечение психогенного кашля сводится к проведению поведенческой терапии.

    Один из методов – по вечерам родители совместно с ребенком считают количество кашлевых толчков в течение 30 минут. После этого при каждом снижении частоты кашля на 10% в течение 3 дней подряд ребенок получает награду или похвалу.

    Заключение

    Виды кашля разнообразны. И только специалист сможет отличить норму от патологии. Поэтому не стоит затягивать с консультацией. При появлении кашля ребенка надо как можно раньше показать педиатру.

    Самые частые психосоматические заболевания у детей

    Автор статьи: Белов Владимир Владимирович , медицинский психолог, детский психолог, консультант-суицидолог

    Спектр психосоматических болезней широк. К ним относятся: бронхиальная астма, заболевания желудочно-кишечного тракта (язвенная болезнь желудка, гастрит и язвенный колит), дисфункция щитовидной железы, нейродермит, энурез, анемия

    Психосоматическую природу имеют сахарный диабет первого типа, аллергия и онкологические заболевания. Поговорим о том, как эти заболевания проявляются и о чем говорит наличие той или иной патологии.

    Как же объясняются проблемы со здоровьем с точки зрения психосоматики?

    • Астма, бронхит, отек Квинке — опасение потерять любовь родителей, дезориентировка в отношениях со значимыми людьми, сверхчувствительность к плохим отношениям;
    • Простуда, герпес — депрессия, страх, тревога, неврозы, связанные с социальными контактами (в саду или школе);
    • Хронический кашель — скрытое выражение агрессии, невысказанный протест;
    • Гастрит — депрессия на фоне невозможности добиться желаемого;
    • Язва 12-перстной кишки — утрата безопасности, возрастание ответственности, изменения;
    • Гипертериоз (повышенная функция щитовидной железы) — готовность к действию и ответственности, подавляемая страхом;
    • Детская экзема — переживание матерью чувства вины по отношению к ребенку, гиперопека;
    • Нейродермит — раздражительность, высокая способность к переживаниям, ощущение зависимости от более сильных личностей;
    • Тик — повышение напряжения вследствие высокой требовательности родителей;
    • Отит — подсознательный уход от конфликтов в семье;
    • Энурез — регресс из-за страха перед взрослением, возврат в безопасное внутриутробное состояние, проблемы с принятием ответственности за свое поведение и тело.

    Несомненно, что все описанное – общая тенденция и в каждом конкретном случае нужно изучать все подробности жизни ребенка, и только после этого делать выводы и назначать какое-либо лечение.

    Методы и принципы лечения

    Каждое психосоматическое заболевание специфично, поэтому работа с ним должна вестись в индивидуальном порядке. Для начала нужно убедиться, что болезнь именно психосоматического толка. Понаблюдайте за ребенком — когда и как, после чего у него начинается недомогание. Помните о том, что психосоматика — не способ симуляции, это заболевание, требующее лечения. Но заключение о том, что у ребенка действительно психосоматическое расстройство, можно сделать лишь после тщательного медицинского обследования и консультации с психологом. Нужно определить причину, выявить «травмирующее событие». Затем проблему можно решать различными методами, специально подобранными для каждого ребенка. Иногда бывает достаточно прислушаться к тому, что ребенок хочет и чувствует, внимательнее к нему относиться, попытаться создать дома доброжелательную и доверительную атмосферу, устранить переживания. В случае с поступлением в детский сад может понадобиться «постепенное погружение», например, можно начать с 1-2 часов пребывания саду, а затем постепенно увеличивать время, чтобы ребенок мог адаптироваться.

    Читайте также:
    У ребенка кашель и температура 38 как лечить

    Если же родители не могут справиться с проблемой своими силами, то без грамотного лечения не обойтись. После работы и с ребенком, и с его родителями симптоматика обычно проходит. Психотерапии хорошо поддается астма, аллергические заболевания, многие желудочно-кишечные расстройства, энурез, кожные заболевания. Лекарственная терапия, не подкрепленная психотерапией, не дает такого стойкого результата, симптоматика постоянно возвращается, болезнь возникает снова и снова. Это происходит потому, что во время лечения истинные проблемы и конфликты не решаются, более того — ребенок получает желаемое и продолжает впадать в соматические состояния снова и снова. Поэтому психосоматическими проблемами нужно начинать заниматься как можно быстрее, с того самого момента, когда у вас возникло подозрение, что речь идет не только о слабом здоровье. Наилучшие результаты дает комплексный подход: одни специалисты назначают и контролируют медикаментозное лечение, а другие разбираются с психологическими трудностями ребенка. Не стоит также забывать, что психотерапия детей – это, прежде всего, психотерапия родителей. Если эти две грани будут сбалансированы, проблема решится, а лечение принесет отличный результат.

    Запись на прием к врачу детскому психотерапевту

    Обязательно пройдите консультацию квалифицированного специалиста в области детских психологических заболеваний в клинике «Семейная».

    Психосоматика у детей

    Психосоматикой называют связь между соматическими и психическими функциями человеческого организма. По разным данным, на сегодняшний день от 60 до 80% заболеваний имеют психосоматический характер. То есть нерешённые, «задавленные внутрь» психологические проблемы дают о себе знать посредством телесных проявлений.

    Взрослые охотно признают, что «все болезни от нервов», но почему-то только тогда, когда это касается их самих. Если же речь заходит о психосоматических расстройствах у детей, чаще всего родители отказываются это принимать. И напрасно. Многие детские болезни имеют под собой психологические основания. Дети, возможно, даже больше, чем взрослые подвержены психосоматическим заболеваниям, так как они более чувствительны и эмоциональны. Им сложнее справиться со своими переживаниями и стрессом по причине того, что они просто не знают, как это сделать и не всегда могут описать и сформулировать свои ощущения.

    Существует мнение, что психосоматические заболевания могут развиваться уже у новорождённых детей и даже закладываться в пренатальный период развития. На это могут влиять такие факторы, как эмоциональное состояние матери, её образ жизни, отношение к беременности (желанная/нежеланная), предпочтение ребенка определенного пола, отношения с отцом ребенка.

    Когда малыш ещё совсем маленький, язык тела – это единственный способ коммуникации между ним и матерью, он «говорит» о том, что его беспокоит, посредством кожных высыпаний, повышения температуры, частых срыгиваний, рвоты и т.п. Ребёнок постарше, который уже умеет говорить, не всегда может разобраться в своих чувствах, правильно их истолковать и высказать. Его что-то тревожит, но он не понимает этого, переживания находятся на подсознательном уровне. Подросток часто подавляет свои эмоции и стесняется делиться ими со взрослыми. Поэтому телесные проявления играют роль своеобразного «канала связи» между детьми и родителями. Частые, плохо поддающиеся медикаментозному лечению заболевания могут выступать так называемым психосоматическим симптомом. В этом случае болезнь – это способ сообщить взрослым о какой-то своей проблеме, потребности.

    Какие заболевания и проблемы считаются у детей психосоматическими?

    К заболеваниям, имеющим под собой психосоматические причины, относят:

    • острые респираторные заболевания, простуды, герпес;
    • проблемы желудочно-кишечного тракта (боли в желудке, тошнота, рвота, диарея, психологический запор);
    • аллергии, кожные заболевания (нейродермит, экзема, псориаз, атопический дерматит);
    • заболевания носоглотки (ангина, тонзиллит, аденоидит, хронический насморк);
    • хронический кашель, бронхит, бронхиальная астма;
    • анемия;
    • дисфункция щитовидной железы;
    • головные боли;
    • нарушения сна;
    • энурез, энкопрез;
    • конъюнктивит.

    Как формируются психосоматические заболевания?

    Человеческие переживания, тревоги, отрицательные эмоции должны быть выплеснуты или проработаны, их нельзя держать в себе, иначе они никуда не исчезают и остаются «на хранении» в организме. Если же травмирующая, приносящая душевный дискомфорт ситуация повторяется снова и снова, эмоции накапливаются внутри и в конце концов находят выход в виде тех или иных физиологических симптомов.

    Какие ситуации могут спровоцировать психосоматические заболевания у детей?

    Наиболее распространёнными причинами психосоматических расстройств у детей являются:

    • обстановка, психологический климат в семье (напряжённые отношения между родителями, частые ссоры). В таких случаях ребёнок пытается стать «спасателем» родительских отношений. Подсознательно он решает: «если я буду болеть, мама и папа перестанут ругаться, мы будем все вместе». И часто это работает – родители на время болезни ребёнка объединяются перед общей бедой, откладывают свои ссоры и бросают все силы на лечение ребенка. Но после его выздоровления обстановка в семье становится прежней, малыш снова страдает и, как следствие, заболевает повторно. Замкнутый круг. Дети, страдающие от конфликтов родителей, часто подвержены заболеваниям носоглотки (ангины, тонзиллиты, хронический насморк, отиты);
    • сильное эмоциональное потрясение (потеря близкого человека, домашнего питомца, развод родителей). Ребёнок тяжело переживает подобные события. Ему труднее справиться с горем. Нередко, не понимая, по какой причине оно произошло, малыш подсознательно начинает винить себя. Если чувство вины не отпускает, разрастается, давит, ребёнку трудно его побороть, он заболевает физически. У детей процесс горевания происходит не так, как у взрослых. Внешне малыш может быть спокоен и весел, но на уровне его организма и психики происходят изменения, которые «точат» изнутри;
    • рождение ещё одного малыша. Часто ребёнок оказывается не готов к появлению на свет брата или сестры. Внезапно для всех он становится «уже взрослым» и должен понимать, что маленькому брату или сестре ЕГО (!) мама нужна больше, чем ему самому, что нужно делить с малышом комнату, игрушки, любовь и внимание родителей, в общем, всё, что до этого принадлежало только ему. Он чувствует себя покинутым, ненужным, отвергнутым и, как правило, не рассказывает о своих переживаниях родителям. Накапливаясь, такие чувства могут привести к аденоидиту, частым ОРВИ.
    • отношения с матерью. Сюда входит и чрезмерное влияние матери (гиперопека), и, наоборот, недостаток внимания (гипоопека). В первом случае мама чересчур опекает ребёнка, контролирует каждый его шаг, буквально «душит» его своей заботой. Это часто приводит к психосоматическим расстройствам дыхательной системы (хронический кашель, бронхиты, бронхиальная астма). При гипоопеке матери ребёнок по большей части предоставлен сам себе и все свои проблемы вынужден решать самостоятельно. Но такая ноша непосильна для него. Это может обернуться неполадками в пищеварительной системе (тошнота, рвота, диарея и проч.);
    • трудности с адаптацией в новом коллективе (детском саду, школе), сложности в отношениях с другими детьми. Часто родители жалуются на то, что ребёнок неделю ходит в сад, а потом две недели болеет, и так постоянно. И не всегда причина кроется в слабом иммунитете. Возможно, малыш просто не хочет идти туда, ему там плохо, страшно, грустно. Подавление этих чувств может привести к частым простудам, герпесу и даже обморокам;
    • чрезмерные требования, излишняя строгость и завышенные ожидания родителей. Если родители слишком строги, задают чересчур высокую планку поведения, у ребёнка формируется чувство несостоятельности, боязнь не соответствовать ожиданиям взрослых. Кроме того, родители часто подавляют эмоции ребёнка, используя в общении с ним реплики типа: «хорошие дети так себя не ведут», «мальчики не плачут» и т.п. Когда ребёнок не позволяет себе выразить то, что он чувствует, это прямой путь к ангинам, хроническому кашлю и насморку. Также такие дети часто страдают от заикания, логоневроза, которые сопровождаются судорогами артикуляционного аппарата, возникающими от чрезмерного возбуждения нервной системы и хронического напряжения мышц лица, гортани и грудины. Это подтверждает и практика нашего Центра.
    Читайте также:
    Кашель и насморк у ребенка без температуры

    Это далеко не все возможные примеры развития психосоматических заболеваний у детей. Их великое множество. Развиваются и протекают они у каждого ребёнка по-разному. Это зависит от его восприимчивости, чувствительности, способности преодолевать трудности.

    Как определить, является ли заболевание психосоматическим?

    Безусловно, не все детские болезни вызваны психосоматикой. Для того, чтобы с уверенностью говорить о том, что заболевание имеет психосоматический характер, необходимо пройти тщательное всестороннее медицинское обследование. Если никаких серьёзных патологий не выявлено, а заболевания обретают регулярный характер, плохо поддаются медикаментозному лечению, имеют явную или не очень закономерность, связь с определёнными событиями в жизни ребёнка, родителям стоит проанализировать, не провоцируют ли их какие-то психологические проблемы.

    Если вы подозреваете, что частые болезни вашего ребёнка могут носить психосоматический характер, необходимо разбираться с этим как можно скорее. Важно не упустить время, выявить причины, вызывающие психосоматический симптом, чтобы не дать ему закрепиться, стать стереотипной реакцией на стресс и перерасти в самостоятельное полноценное заболевание.

    Для начала следует внимательно понаблюдать за ребёнком. Проследить, не имеет ли он недомогание в связи с какими-нибудь событиями (например: ребёнок стал свидетелем ссоры родителей и на следующий день слёг с температурой; или у него часто болит живот перед контрольной работой в школе либо выступлением на публике). Или же он подсознательно «любит» болеть, так как может извлечь из болезни скрытую выгоду (болею, значит, не пойду в ненавистную школу, буду целый день смотреть мультфильмы, мама приготовит что-нибудь вкусное). Нужно проанализировать также своё поведение, понять, что хочет донести до вас ребёнок (может, ему не хватает внимания, ласки, может, он боится вас потерять).

    Если вам удалось выявить травмирующее событие, необходимо поговорить об этом с ребёнком, помочь ему выразить подавленные эмоции, проговорить вслух его переживания, тревоги, страхи. Иногда бывает достаточно просто побеседовать с ребёнком по душам, понять, что он хочет, что доставляет ему дискомфорт и нервирует, постараться избегать ситуаций, которые его расстраивают, наладить доброжелательную и спокойную обстановку в семье.

    Но чаще всего родителям трудно справиться с этим своими силами. Если решить проблему самостоятельно не получается в течение нескольких месяцев, или ситуация резко усугубляется, стоит обратиться к детскому психологу. Он поможет выявить причину частых болезней, проанализировать и проработать психологические трудности ребёнка.

    Читайте также:
    Затяжной кашель у ребенка чем лечить

    Стоит помнить, что психосоматические расстройства – это не симуляция. Ребёнок действительно болен. Психологическое лечение ни в коем случае не должно мешать медикаментозному. Лучше всего, когда проблема решается комплексно: врачи со своей стороны проводят необходимое лечение физических недугов, а психолог помогает устранить психогенные факторы, вызывающие заболевания.

    Нужна помощь детского психолога? Запишитесь на прием по тел.: (812) 642-47-02 или оставьте заявку на сайте, мы вам обязательно перезвоним!

    Сухой детский кашель: причины, диагностика и лечение

    Содержание статьи:

    Сухой кашель у детей дошкольного и школьного возраста ー довольно частое явление. По статистике 80% всех заболеваний легких сопровождаются сухим кашлем. И каждый родитель рано или поздно сталкивается с этой проблемой. Приступы сухого кашля тяжело переносятся ребенком: ухудшают общее состояние, изматывают, приводят к нарушению сна, иногда к рвоте и потере сознания.

    Давайте для начала разберемся, что же такое кашель?

    Детский кашель и причины его возникновения

    Кашель ー ни что иное, как естественная реакция организма на попадание в дыхательные пути какого-либо раздражителя.

    Это может быть пыль, пища и другие инородные тела. Но частые приступы сухого кашля ー это уже плохой признак. В этом случае нужно незамедлительно обратиться к педиатру во избежание таких осложнений, как бактериальная или вирусная инфекция.

    Стоит отметить, что в большинстве случаев кашель ー это не самостоятельная болезнь, а лишь симптом каких-либо патологических изменений. Соответственно, справиться с ним можно, только определив его первопричину. Существует два основных подхода к лечению кашля.

    • Симптоматическая терапия ー назначается в том случае, если кашель является отдельным симптомом или носит остаточный характер.
    • Этиотропная терапия ー если кашель является спутником какого-либо заболевания.

    В этом случае нужно незамедлительно обратиться за помощью к педиатру во избежание осложнений.

    Причины возникновения сухого кашля

    1. ОРВИ (острая респираторная вирусная инфекция) и грипп ー самая частая причина возникновения сухого кашля. На начальной стадии этих заболеваний кашель сухой и носит навязчивый, изнуряющий характер. Вирусы, попадая в верхние дыхательные пути, провоцируют развитие воспаления, отека и раздражения слизистой глотки и задней стенки гортани.

    2. Ларингит, тонзиллит, фарингит, трахеит и ларинготрахеит (как варианты течения ОРВИ) сопровождаются громким, отрывистым (лающим) кашлем, иногда с осиплостью голоса. Приступы сухого кашля могут отмечаться на начальной, финальной стадии и некоторое время после перенесенной болезни.

    3. Начальная стадия острого трахеобронхита сопровождается сухим, надсадным, приступообразным кашлем.

    4. Для плеврита характерен резкий кашель, одышка и затрудненное дыхание.

    5. Такая бактериальная инфекция дыхательных путей, как коклюш сопровождается длительным, сухим, приступообразным или «лающим» кашлем, прерывающимся шумным выдохом. На пике приступа кашля возможна даже остановка дыхания.

    6. Туберкулез, саркоидоз и коллагенозы ー это патологические процессы в легких, при которых кашель упорный, изнурительный, возможна боль в груди.

    7. При бронхиальной астме сухой кашель сопровождается свистящим хрипом и затрудненным дыханием, вплоть до удушья.

    8. Для пневмонии характерен сухой приступообразный кашель, боль в грудной клетке, особенно в очаге воспаления.

    9. Аллергические реакции ー еще одна частая причина возникновения сухого кашля. Распознать аллергию можно по ее сезонному характеру (осень и весна), наличию сильного насморка и слезоточивости.

    10. Причиной кашля могут являться заболевания, не связанные с дыхательной системой. Например, гастроэзофагеальная рефлюксная болезнь, болезни сердечно-сосудистой системы, аневризма аорты.

    Диагностика сухого кашля

    Существует множество заболеваний, сопровождающихся кашлем, и некоторые из них опасны для здоровья и жизни ребенка. О самостоятельной диагностике не может быть и речи. Как только у ребенка появляются частые приступы сухого кашля, необходимо незамедлительно обратиться к врачу .

    Только врач-педиатр после очного осмотра и грамотно проведенного обследования и диагностики сможет поставить точный диагноз и назначить соответствующее лечение.

    Психогенный кашель у детей и взрослых: лечение, симптомы

    Психогенный или привычный кашель чаще беспокоит маленьких детей и подростков, но и взрослые сталкиваются с таким явлением. Он сложно поддается лечению и может продолжаться очень долгий период, мешая вести привычный образ жизни. При комплексном подходе с ним можно справиться. Важно знать, что собой представляет психогенный кашель у детей и взрослых – лечение, симптомы и меры его профилактики.

    Читайте также:
    Если сильный кашель у ребенка что делать

    Симптомы психогенного кашля

    Психогенный кашель – невротическое нарушение, сопровождающееся приступообразным кашлем без патологий органов дыхания. Код МКБ-10 – F45.33.

    Психогенное респираторное нарушение объясняется пациентами, как ощущение нехватки воздуха. Симптомы психогенного кашля достаточно специфические, что позволяет определить тип нарушения. Частые и короткие дыхательные движения могут чередоваться с долгими вдохами, которые влекут за собой чувство облегчения. После снова следует задержка дыхания.

    Справка! Частота дыхательных движений имеет волнообразный характер с постепенным нарастанием.

    Особенности проявления психогенного кашля:

    • начинается у детей до 4 лет, но чаще беспокоит в период с 4 до 8 лет;
    • кашель случается только в дневное время, ночью никогда не беспокоит;
    • носит сухой, постоянный и навязчивый характер;
    • какие-либо другие симптомы респираторного нарушения отсутствуют;
    • быстрый разговор способствует устранению кашля;
    • противокашлевые средства не дают никакого результата;
    • усиливается в подростковый период;
    • чаще всего полностью проходит до 18 лет.

    Привычный кашель становится серьезной проблемой для ребенка и взрослого. Частые приступы мешают социальной активности. Иногда человеку приходится отказываться от своей деятельности. При этом в ночное время, во время сна явление совсем не беспокоит.

    Обычно при таких проявлениях назначают лечение бронхита или бронхиальной астмы. Однако результат терапии полностью отсутствует, тогда и проводится дополнительная диагностика, в процессе которой становится понятно, что речь идет о психогенном кашле.

    Второе название нарушения – вокальный тик. Появилось оно после недавних исследований. Такое название связано с тем, что кашель может быть обусловлен сокращением голосовых связок, а это разновидность тика. Но такое открытие не решает проблемы. Причины тика все еще плохо изучены, не говоря уже об эффективных способах устранения.

    Лечение психогенного кашля

    Основное лечение психогенного кашля заключается в проведении психотерапии. Методика подбирается индивидуально. Крайне важным моментом в терапии будет осознание пациентом природы нарушения. Психотерапевт может применять речевую терапию, релаксацию, гипноз, дыхательную гимнастику и другие методики, которые хорошо себя зарекомендовали.

    Общие принципы терапии:

    • создать комфортные условия для исключения стрессовых факторов;
    • нормализовать режим дня, выделить достаточно времени для дневного отдыха и сна;
    • включить в график ежедневные упражнения, прогулки, дыхательную гимнастику;
    • ограничить продукты и напитки с кофеином;
    • следовать рекомендациям психотерапевта.

    Справка! Врач может принять решение о назначении психотропных препаратов. Для детей дополнительно могут применяться методики отвлекающей терапии, обертывание грудной клетки, особые техники дыхания с пуговицей между губами.

    Психогенный кашель у детей

    По каким причинам может возникать психогенный кашель у детей:

    • основная причина – неблагоприятная обстановка в семье, частые конфликты, жестокое обращение с ребенком и другие психотравмирующие факторы;
    • страх перед важными событиями, экзаменами, боязнь учителей, врачей;
    • чувство стыда и вины, если ребенок был сильно пристыжен;
    • повышенное внимание к ребенку во время заболевания, которое сопровождается кашлем, что может закрепить положительную ассоциацию;
    • копирование ребенком поведения взрослого человека, близкого родственника, авторитета, который страдает хроническим кашлем.

    При таком нарушении для ребенка характерно демонстративное поведение, наличие других жалоб, активная речь и жестикуляция. Спровоцировать кашель довольно просто, коснувшись болезненной для ребенка темы.

    В группу риска попадают дети со следующими особенностями:

    • талантливые и активные, постоянно занятые учебой, увлечениями, посещающие различные образовательные занятия;
    • конфликтные, с проблемным поведением;
    • столкнувшиеся с агрессией со стороны сверстников, родителей или других людей;
    • эмоционально чувствительные, со слабой стрессоустойчивостью, ранимые, невоспринимающие критику.

    Когда есть подозрение на привычный кашель, нужно отвести ребенка на прием к психиатру. Также нужна консультация других врачей для исключения возможных заболеваний.

    Психогенный кашель могут сначала принять за бронхиальную астму. Проблемой является тот факт, что далеко не каждый врач хорошо знаком с этим нарушением, поэтому довольно долго может проводиться бесполезное лечение.

    Когда терапия не помогает, кашель носит постоянный и одинаковый характер, нужно обязательно проконсультироваться с психиатром или психотерапевтом. В 10% случаев хронический кашель имеет психогенное происхождение.

    Психогенный кашель у взрослых

    Психогенный кашель у взрослых является скорее исключением и чаще служит проявлением гипервентиляционного синдрома. Лечение длительное и комплексное. Кашель носит постоянный характер, он сухой, достаточно громкий. Приступы могут мучить месяцами и даже годами.

    При проведении гормональной терапии результаты обычно отсутствуют, как и при использовании иных способов лекарственного лечения. Тщательная диагностика позволяет выяснить, что причинных заболеваний нет, тогда и ставится правильный диагноз.

    Справка! Диагностировать психогенный кашель у взрослого человека довольно проблематично, ведь нужно обнаружить психогенное заболевание. При изучении анамнеза клиническая картина становится более понятной, как и патогенез нарушения. Нередко обнаруживается истеричное и атаксическое нарушения, а также это могут быть соматосенсорные расстройства.

    Учитывая тот фактор, что до 18 лет вокальный тик проходит практически у всех, диагностика взрослого при подозрении на это нарушения должна быть более тщательной. Не исключено, что кашель является признаком еще скрытого заболевания, даже если все симптомы соответствуют психогенному расстройству.

    Читайте также:
    Влажный кашель у ребенка с температурой чем лечить

    Как лечить психогенный кашель

    Перед тем как лечить психогенный кашель, необходима правильная диагностика с исключением ряда заболеваний. Нужен осмотр у нескольких врачей – терапевта, пульмонолога, гастроэнтеролога. Если патологии не обнаруживается, за лечение берется психотерапевт.

    Характерной особенностью нарушения будет то, что у детей кашель проходит во время занятия любимым делом. На взрослых такая особенность обычно не распространяется, а хорошие результаты дает комплекс мероприятий с применением лекарств и психокоррекцией. Иногда достаточно употребления успокоительных средств.

    В тяжелых случаях назначаются следующие группы препаратов:

    • транквилизаторы;
    • противокашлевые средства.

    У ребенка нарушение по возможности устраняется немедикаментозными мерами. Это гипноз, массажи, ванны, ароматерапия, дыхательная гимнастика, сеансы психотерапии. Полезными также будут травяные успокаивающие отвары и ингаляции. При отсутствии эффекта уже применяются те же препараты, что и для взрослых (транквилизаторы, противокашлевые, успокоительные).

    Медикаментозное лечение имеет побочные эффекты. К примеру, знаменитый доктор Комаровский вовсе не рекомендует прибегать к использованию лекарств. Поводом к применению препаратов должна служить весомая проблема, мешающая нормальной жизни.

    Практика показывает, что наиболее эффективны в лекарственном лечении нейролептики. Они практически всегда помогают избавить от вокального типа. Однако их длительное употребление может привести к головным болям, нарушению сна, гипертонусу мышц.

    Для ребенка показаны самые малые дозы лекарств, которые со временем корректируются в зависимости от эффективности. Для самых маленьких также могут применяться ноотропы, общеукрепляющие средства для улучшения мозговой деятельности. При этом их польза при тиках не доказана. Основной эффект направлен на повышение стойкости к стрессовым факторам.

    Ванны

    Расслабляющие ванны будут одинаково полезны для взрослых и детей. Водные процедуры помогают успокоить нервную систему, ощутить положительные эмоции. Ребенок может играть в воде. После ванны сон будет здоровым и крепким.

    Для лучшего эффекта в воду можно добавлять морскую соль и травяные настойки:

    • из ромашки – обладает седативным эффектом, успокаивает;
    • из лаванды – укрепляет нервную систему, улучшает микроциркуляцию;
    • из валерианы – успокаивает.

    Отвары и настойки

    Травяные отвары и настои могут применяться не только для расслабляющих ванн, но и для приема внутрь. Сборы можно купить уже готовыми в аптеке, заваривая дома по инструкции. Положительный эффект на нервную систему особенно хорошо оказывают валериана, пустырник, пион, чабрец, боярышник.

    Готовить отвары можно с 3-х лет, но предварительно нужно обязательно проконсультироваться с врачом, ведь у ребенка может быть аллергия и непереносимость. Принимать успокаивающие средства лучше всего перед сном для расслабления, снятия стресса и укрепления нервной системы. Также можно пить успокоительные чаи в течение дня по несколько глотков.

    Справка! Спиртовые настойки лучше принимать только взрослым. Они могут назначаться с 12 лет, но только после согласования с лечащим врачом.

    Можно использовать следующие настойки:

    • элеутерококк – помогает справиться с нейрогенными болезнями, повышает общий тонус;
    • пустырник – успокаивает, избавляет от кашля на нервной почве;
    • корень пиона – полезен при неврастении, для успокоения и снятия судорог;
    • аралия маньчжурская – используется при депрессивном состоянии, хронической усталости, снижении тонуса, повышенной возбудимости нервной системы;
    • дягиль – эффективен при истеричном состоянии и судорогах;
    • сон-трава – хорошо показала себя в качестве успокаивающего средства при нервном тике;
    • боярышник – улучшает кровообращение головного мозга, снимает напряжение, применяется в лечении неврозов;
    • крапива – повышает тонус, заряжает бодростью.

    Важно понимать, что применение отваров и настоек является лишь вспомогательной и профилактической мерой лечения. Основной упор делается на психотерапию.

    Рекомендации для родителей

    Чтобы помочь ребенку справиться с вокальным тиком, важно создать для него благоприятную обстановку в семье, чтобы он чувствовал себя защищенным и любимым.

    Специалисты рекомендуют обратить особое внимание на то, когда именно ребенок начинает кашлять. Это может быть определенное время суток, нахождение с каким-то человеком, разговор о чем-либо. Выявив триггер, можно попытаться его полностью убрать из жизни. Однако подходит это далеко не всем. Куда лучше пытаться отвлечь ребенка, перебросить его внимание на что-то другое, чтобы это вошло в привычку.

    Не менее важный фактор – отношение родителей к кашлю ребенка. Если акцентировать на этом внимание, проявлять повышенную заботу, избавиться от проблемы будет не так просто. Напротив, следует сделать так, чтобы ребенок чувствовал себя особенно хорошо в периоды, когда не кашляет. Но во всем должен быть баланс, ведь если малыша игнорировать, когда ему плохо, это станет очередным стрессовым фактором.

    Сильное нервное потрясение и хронический стресс – это ключевые факторы развития психоневрологических нарушений. Выход всегда есть. Для профилактики и лечение следует обращаться к психотерапевту, который хорошо знаком с неврологической природой расстройства.

    Читайте также:
    Если не проходит кашель у ребенка что делать

    Синдром соматического кашля или психогенный кашель – в чем разница?

    Опубликовано ср, 15/12/2021 – 13:21

    Традиционный взгляд на хронический кашель заключался в том, что он считался вызванным такими заболеваниями, как гастроэзофагеальная рефлюксная болезнь, астма, риносинусит, заболевание легких, неастматический эозинофильный бронхит и ингибиторами ангиотензинпревращающего фермента или воздействие окружающей среды, например, курение табака. В ранней литературе хронический кашель считался психогенным.если он сохранялся, несмотря на лечение, демонстрировал такие характеристики, как “гудок или лай”, отсутствовал во время сна или был связан с психическим заболеванием..

    Терминология

    Термин « психогенный кашель » использовался для описания кашля без очевидной медицинской этиологии, который не поддается лечению и считается имеющим психиатрическую или психологическую основу. Однако существуют ограничения в исследованиях психогенного кашля с ограниченными эмпирическими данными о том, как определить состояние или дифференциально диагностировать его от других форм хронического кашля. Термин синдром соматического кашля был введен Американским колледжем грудных врачей в 2015 году во время пересмотра рекомендаций 2006 года по психогенному кашлю. Психоморбидность может проявляться при хроническом кашле, возникающем по разным причинам, и может влиять на восприятие симптомов. Термин « психогенный » был удален из классификации болезней DSM-5, поскольку исследования функциональной визуализации продемонстрировали церебральные корреляты для расстройств, которые ранее считались чисто психогенными. Психогенный кашель обычно относится к расстройству соматизации и отличается от симулятивного и конверсионного расстройства. Соматизация означает переход психологического стресса в физический симптом. Наличие тревоги или депрессии не должно использоваться в качестве диагностических критериев синдрома соматического кашля.

    Критерии диагностики

    Критерии диагностики психогенного кашля ограничены . Например, лающий гудящий кашель считается характерной чертой психогенного кашля, однако только 8 из 18 исследований в систематическом обзоре сообщили об этой конкретной характеристике кашля. Сообщается также о лающем кашле при таких заболеваниях, как трахеомаляция и бронхоэктазы . Принято считать , что ночью психогенный кашель отсутствует, но кашель вызван органическими заболеваниями, такими как бронхит и гастроэзофагеальная рефлюксная болезнь , ночью может отсутствовать или уменьшаться. Этиологию хронического кашля не всегда легко определить, несмотря на систематические исследования , и кашель может сохраняться, несмотря на систематическую оценку и лечение основной причины. Например, хотя лечение заболеваний, связанных с хроническим кашлем, таких как гастроэзофагеальная рефлюксная болезнь или риносинусит, эффективно при лечении основного состояния, они могут быть менее эффективными при лечении кашля. Возможно, что ярлык «психогенный кашель» был применен на основании того, что кашель не поддается лечению, без других подтверждающих доказательств.

    Вероятно , у взрослых и детей с хроническим кашлем не стоит использовать наличие или отсутствие ночного кашля или кашля с лаем или гудком для диагностики или исключения психогенного или привычного кашля. У взрослых и детей с хроническим кашлем, который остался необъяснимым с медицинской точки зрения после всесторонней оценки, основанной на самых последних рекомендациях по лечению, основанных на фактических данных, можно рекомендовать ставить диагноз тикового кашля, когда у пациента проявляются основные клинические признаки тиков, включая подавляемость, отвлекаемость, внушаемость, изменчивость и наличие предчувствия, независимо от того, является ли кашель одиночным или одним из многих тиков. Пациентам с диагнозом «синдром соматического кашля» рекомендуются немедикаментозное лечение с помощью гипноза, внушение, успокоение, направление к психологу или психиатру.

    Психокоморбидность

    Представление о синдроме соматического кашля как об уникальной сущности может быть несовместимо с более поздними концепциями кашля, такими как идиопатический кашель , необъяснимый кашель, синдром гиперчувствительности при кашле и гиперчувствительность гортани. Несмотря на то, что “психологические симптомы” могут быть результатом хронического кашля, кашель и респираторные симптомы чаще встречаются у лиц с психическими расстройствами”. В популяционном когортном исследовании хронический кашель чаще встречался у лиц с психоморбидностью, выявленной с помощью опросника общего состояния здоровья. Наиболее частыми доменами были тревога, бессонница, соматические симптомы, социальная дисфункция и тяжелая депрессия.

    Исследования

    Поперечное обсервационное исследование пациентов с рядом нарушений гиперчувствительности гортани, включая хронический кашель, парадоксальное движение голосовых складок, глоточный шар и дисфонию напряжения мышц, изучало симптомы, количественное сенсорное тестирование, тревогу и депрессию. Не было значительной разницы в степени тяжести симптомов или результатах количественных сенсорных тестов между группами пациентов, однако результаты были значительно хуже, чем у здоровых людей. Средние оценки тревожности и депрессии были в пределах нормы для большинства групп пациентов, за исключением показателей тревожности в группе Globus pharyngeus. Между психоморбидностью и хроническим кашлем существует сложная взаимосвязь. Термин «психогенный кашель» подразумевает, что психологические проблемы являются этиологическим фактором развития хронического кашля. Кроме того, у некоторых людей психоморбидность может быть результатом хронического кашля. Лечение хронического кашля в учреждениях первичной медико-санитарной помощи варьируется, и пациенты могут проходить длительные и безуспешные исследования и испытания лечения в попытке диагностировать и контролировать симптомы. Длительное время, необходимое для постановки точного диагноза хронического кашля, может привести к психологическому стрессу у некоторых пациентов. Кроме того, многочисленные физические, социальные и эмоциональные побочные эффекты хронического кашля , такие как уклонение от повседневной деятельности, трудности с межличностными отношениями, стрессового недержания мочи и избегания говорить, может оказать влияние на психологическое здоровье.

    Читайте также:
    Аллергический кашель как распознать у ребенка

    Что такое психосоматика и как это лечить?

    Все болезни от нервов? Можно ли заболеть из-за «плохих» эмоций? Что такое психосоматическое расстройство? На эти и многие другие вопросы журнала «Челленджер» отвечает кандидат медицинских наук, врач-кардиолог высшей категории, доцент кафедры факультетской терапии лечебного факультета ФГАОУ ВО Первый МГМУ имени И. М. Сеченова Антон Родионов.

    — В 80—90-е годы прошлого века у нас в институте (Первый Московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова. — Прим. ред.) работал очень известный психолог профессор Ю. М.Орлов. Ему принадлежала теория «саногенного мышления». Её смысл сводился к тому, что если мыслить правильно, культивировать хорошие эмоции и бороться с плохими, то можно предотвратить множество заболеваний. Надо признать, что для неокрепших умов юных медиков его теория выглядела весьма убедительно…

    Могут ли эмоции влиять на здоровье? Определённо да. Быть причиной — нет. Негативные эмоции активизируют симпатическую нервную систему, что, в свою очередь, приводит к повышению артериального давления, увеличению частоты пульса и спазму сосудов. Всем известны истории, когда на фоне, например, испуга или гнева у людей случались инфаркты и инсульты. Повторю: эмоция в этом случае не причина заболевания, а лишь провоцирующий фактор, триггер.

    В отдельных случаях негативная эмоция, конечно, может стать и причиной заболевания. Например, если со злости ударить кулаком по стене, можно сломать руку. Вот вам вполне отчётливая причинно-следственная связь. Кстати, не надо забывать и о существовании обратной взаимосвязи. Нередко причиной негативных эмоций становятся хронические телесные страдания. Вспомните Бабу-ягу с костяной ногой — возможно, она была бы очень милой старушкой, если бы не хроническая боль в тазобедренном суставе…

    «Все болезни от нервов» — это миф?

    Это даже не миф, это просто старая студенческая шутка. Полная цитата звучит так: «Все болезни — от нервов, и только пять — от любви» (имеется в виду пять классических венерических болезней). Впрочем, хронический стресс — действительно доказанный фактор риска развития как минимум сердечно-сосудистых заболеваний. Несколько лет назад при помощи позитронно-эмиссионной томографии (высокоточного исследования, позволяющего изучать обменные процессы в различных тканях) учёные выявили механизмы, трансформирующие стресс в хроническое воспаление, которое, в свою очередь, служит ключевым механизмом развития атеросклероза.

    — Однако повторяю снова и снова: стресс не причина болезней, а один из факторов риска, который работает лишь сообща с другими факторами, прежде всего генетическими.

    Психосоматическое расстройства: каковы причины и механизмы их возникновения?

    Психосоматические заболевания — это группа болезней, которые проявляются телесными страданиями (то есть симптомами заболеваний внутренних органов), но их основная причина всё же кроется в неполадках со стороны нервной системы. К ним относят целый спектр желудочно-кишечных расстройств (функциональная желудочная диспепсия и синдром раздражённого кишечника), фибромиалгию (специфический болевой синдром в проекции суставов), гипервентиляционный синдром (ощущение нехватки кислорода и потребность в частом дыхании) и много чего ещё.

    То, как связаны между собой психические страдания и соматические симптомы, поясню на примере самой распространённой жалобы, с которой пациенты приходят к кардиологу — ощущения учащённого сердцебиения. Тахикардия (частый пульс) в норме возникает, когда надо отреагировать на внешний раздражитель, например убежать от опасности. В этой ситуации мышцам нужно больше крови, следовательно, сердце должно увеличить частоту сокращений. Но когда опасность проходит, пульс нормализуется. Пациент с невротическим расстройством внешне спокоен, за ним никто не гонится, ему никого не нужно догонять, но головной мозг даёт сигнал: «Ты в опасности, убегай!» В результате активируется симпатическая нервная система, повышается давление и учащается пульс. Пациент чувствует себя плохо… В этом случае лечить тахикардию как отдельный симптом по меньшей мере нелепо — надо лечить само невротическое заболевание, причём лечить таких пациентов должен не кардиолог, а психиатр или психотерапевт.

    Что касается детской психосоматики, расскажу ещё одну историю. Недавно на приём пришла молодая женщина. Она выглядела очень встревоженной и всё время пыталась меня расспросить о здоровье своего мужа, хотя, по моим представлениям, её муж вполне мог сам прийти на приём. В разговоре выяснилось, что муж (много работающий и хорошо зарабатывающий человек) дома постоянно кричит на жену и ребёнка, при этом ещё успешно манипулирует своим повышенным давлением, но лечиться не хочет. В конце нашей встречи женщина спросила, нет ли у меня на примете хорошего невролога, специалиста по детским тикам… Стоит продолжать рассказ? По-моему, не надо быть доктором Хаусом, чтобы понять простую вещь: большинство преходящих неврологических и невротических симптомов у детей — это проблема с родителями.

    Читайте также:
    Кашель и температура у ребенка

    Что такое «чикагская семёрка» и насколько актуальна такая классификация в наши дни?

    Классификации психосоматических расстройств мне не очень нужны в повседневной работе, да и про «чикагскую семёрку» я впервые узнал благодаря этому вопросу. Прочитал и ужаснулся. Неужели в XXI веке кто-то всерьёз может рассматривать их как «болезни неотреагированных эмоций»! Перечислю эти семь заболеваний с указанием их истинных причин:

    1. Артериальная гипертензия — заболевание, в основе которого лежит генетическая предрасположенность, реализуемая десятком дополнительных факторов (курение, избыточный вес, злоупотребление солью, гиподинамия, повышение уровня сахара и холестерина и так далее). Стресс — лишь один из факторов риска, но далеко не основной.
    2. Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки — заболевание, причина которого прекрасно изучена ещё в конце XX века. Это микроорганизм по имени Helicobacter Pylori. Да, описаны острые «стрессовые» язвы, но это совсем другая история.
    3. Воспалительные заболевания кишечника (неспецифический язвенный колит и болезнь Крона) — группа воспалительных аутоиммунных заболеваний с генетической предрасположенностью.
    4. Нейродермит (атопический дерматит) — заболевание, имеющее генетическую предрасположенность. Стрессовый фактор лишь в некоторых случаях может быть причиной обострения.
    5. Бронхиальная астма — хроническое воспалительное заболевание с чёткой генетической предрасположенностью. Иногда стресс может способствовать обострению, а иногда и наоборот — стимуляция симпатической нервной системы приводит к расширению бронхов.
    6. Тиротоксикоз (гиперфункция щитовидной железы) — классическое аутоиммунное заболевание, в основе которого лежит выработка антител к тканям щитовидной железы. Здесь горе-психологи вообще путают причину и следствие. Тиротоксикоз очень сильно меняет характер человека — он становится плаксивым, вспыльчивым, нервным. После излечения тиротоксикоза психические проявления полностью уходят.
    7. Ревматоидный артрит — болезнь с неизвестной природой (обсуждается связь генетических и инфекционный факторов). Однако стресс тут точно ни при чём.

    Болезнь Паркинсона возникает из-за стремления к контролю? Аденоиды у детей появляются, когда они чувствуют, что родители их не любят?

    Приведённые примеры — плод неуёмного воображения диванных психологов. У обеих болезней есть гораздо более понятные причинные факторы, хотя и не до конца изученные. А вот психосоматические заболевания желудочно-кишечного тракта (функциональная диспепсия, синдром раздражённого кишечника) действительно характерны для людей мнительных, тревожных и неуверенных в себе. В древности даже существовала поговорка: любой невропат — колопат (colon — лат. «толстая кишка»).

    Ипохондрия — это тоже психосоматика?

    Строго говоря, «ипохондрическое расстройство» — это не психосоматика, это чистая «психика», то есть настоящее тревожное невротическое расстройство, в рамках которого пациент бесконечно ищет у себя соматические заболевания и цепляется к самым безобидным симптомам. Моя почта переполнена письмами от ипохондриков, которые, обнаружив у себя несколько десятков экстрасистол (внеочередных сокращений сердца), тут же интересуются, какова теперь у них вероятность внезапной смерти.

    Как происходит диагностика психосоматических расстройств?

    Пациенты с психосоматическими расстройствами могут посещать врачей любой специальности. У кого-то болезни проявляются немотивированной одышкой и сердцебиением, у кого-то тошнотой, рвотой и поносом, а у некоторых — болевыми синдромами.

    — Главный диагностический критерий — обследование, зачастую неоднократное — не позволяет обнаружить никаких признаков органического заболевания. Именно этот факт должен навести на мысль о необходимости консультации с психиатром или психотерапевтом.

    Основа диагностики — беседа с пациентом. Уже только на основании того, как пациент излагает жалобы, можно задуматься о наличии психосоматических расстройств. Если врач располагает достаточным временем для выяснения обстоятельств, связанных с началом или обострением заболевания, если найдёт аккуратные слова для выяснения психотравмирующих ситуаций, то картина болезни начнёт вырисовываться. Как я уже сказал, диссоциация между жалобами и отсутствием органической патологии — важный аргумент в пользу «психосоматики». Конечно, разумный объём дообследования всегда необходим, но он не должен быть избыточным.

    Приведу в пример одно из классических психосоматических заболеваний — синдром раздражённого кишечника (СРК). В России считают, что для установки диагноза нужно обязательно сделать колоноскопию — непростое и недешёвое эндоскопическое обследование толстого кишечника. Во всём мире считают иначе. Если длительные симптомы кишечного дискомфорта (поносы или запоры, вздутие живота и так далее) не сопровождаются наличием так называемых «красных флагов» (снижение веса, кровь в кале, воспалительные изменения в анализах крови, поздний возраст начала болезни и наличие онкологических заболеваний у близких родственников), то мучить пациента такой непростой процедурой, как колоноскопия, смысла нет — диагноз СРК весьма вероятен.
    Сколько лет проходит от обращения пациента с психосоматическим расстройством до постановки ему корректного диагноза? Бывает по-разному. Мне кажется, что если правильно построить общение с пациентом, то это совсем не сложно. Но мы этому хорошо обучены. Дело в том, что наш ныне покойный учитель, бывший директор клиники факультетской терапии Первого меда (ныне Сеченовский университет) профессор В. И. Маколкин большое внимание уделял изучению психосоматической патологии, в результате чего на базе клиники был фактически создан небольшой психосоматический центр. Сотрудники клиники довольно хорошо ориентируются в патологии такого рода, кроме того, нас поддерживает команда из нескольких психиатров.
    Иногда случается, что от начала заболевания до получения профессиональной помощи проходят годы. Сложно сказать, с чем это связано. Скорее всего, с тем, что коллеги «не видят» психосоматику или же стесняются отправить пациентов к психиатру, опасаясь, что пациенты их неправильно поймут.

    Читайте также:
    Кашель и тяжелое дыхание у ребенка

    Как лечить психосоматику?

    Всё зависит от ситуации; понятие «психосоматические расстройства» слишком широкое. В лёгких случаях специфическое лечение вообще не требуется, достаточно детальной беседы врача с пациентом и разъяснения сути происходящего. Дело в том, что порой пациента тревожат не столько сами симптомы, сколько неизвестность и подозрение на серьёзные органические заболевания. Если объяснить, что за «ощущением неполного вдоха» или «покалываниями в сердце» не стоят органические болезни сердца и лёгких, многих пациентов это вполне удовлетворит.

    В отдельных случаях врач-интернист (терапевт, кардиолог, гастроэнтеролог и другие) самостоятельно может назначить психотропную терапию, если он умеет, конечно, это делать. Скажем, квалифицированный гастроэнтеролог вполне может и должен сам назначать антидепрессанты пациентам с функциональными заболеваниями желудочно-кишечного тракта, не прибегая к помощи психиатров. Зачем антидепрессанты гастроэнтерологическим пациентам? Они нужны для того, чтобы разорвать патологическую связь между сигналами в головном мозге и симптомами со стороны желудочно-кишечного тракта. Кстати, антидепрессанты давно уже перестали быть специфическими препаратами для лечения депрессии. Их с успехом применяют и в терапии некоторых болевых синдромов.

    Если интернист чувствует, что пациенту нужна серьёзная комбинированная терапия, то лучше подключить к лечению психиатра, так как психофармакология довольно сложна и арсенал препаратов многообразен. Желательно консультироваться не просто с психиатром из районного диспансера, а со специалистом, который имеет опыт работы именно с психосоматическими пациентами.

    Психотерапия (то есть лечение в разговорном жанре) может быть весьма полезна многим пациентам с психосоматическими расстройствами. Есть только два минуса: это дорого и долго. Противопоказание к психотерапии — симптомы «большого» психического заболевания (бредовые расстройства, галлюцинации), впрочем, это уже выходит за рамки темы «психосоматика».

    А вот что пациенту точно не нужно — это видимость лечения с использованием пустышек: витаминов, «общеукрепляющих», «метаболических», «сосудистых» препаратов и так далее.

    Могут ли психосоматические заболевания со временем трансформироваться в соматические патологии?

    Маловероятно. Вернёмся в начало. Факторами риска они могут быть, причиной — нет. То есть гипервентиляционный синдром не превратится в астму, СРК не станет язвенным колитом, фибромиалгия не трансформируется в ревматоидный артрит. Важно только понимать, что с возрастом увеличивается риск настоящих соматических заболеваний. Нужно только не пропустить их начало.

    Что такое психогигиена и чем она может помочь?

    • ограничивайте негативный информационный поток. Не позволяйте телевизору работать в фоновом режиме. Лучше включайте музыку или любимые фильмы в записи;
    • отделяйте рабочее от домашнего. Заведите два телефонных номера — для домашних и для служебных разговоров, отключайте рабочий мобильник дома, в выходные и в отпуске;
    • вспомните о самом тяжёлом событии в вашей жизни. Может, всё остальное не стоит того, чтобы сходить с ума?
    • лучший способ избавиться от накопившейся усталости и раздражения — физическая активность.

    И последнее. Если чувствуете, что что-то в жизни идёт совсем не так и самостоятельно выкарабкаться не получается, не стесняйтесь обращаться к специалистам в области психиатрии и психотерапии. Современная психиатрия ушла далеко вперёд по сравнению с классическим представлением о ней в фильме «Полёт над гнездом кукушки».

    Если вы хотите грамотно использовать все возможности современной медицины, а также не стать жертвой сомнительного лечения и избыточной диагностики, книги из курса «Академии доктора Родионова» — вам в помощь. Все авторы серии не только практикующие врачи и специалисты, но и наши постоянные эксперты (за что им огромное спасибо).

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: